Войти
Новосибирский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Уважаемые посетители!
Сайт НИПКиПРО обрел новую технологическую платформу. Теперь вы можете пользоваться нашим ресурсом на разных устройствах, наслаждаться дополнительным функционалом. Процесс переноса данных со старого сайта продолжается. При необходимости вы можете получить к нему доступ по адресу OLD.NIPKIPRO.RU.

О кафедре

Кафедра специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии в настоящем составе существует с 1995 года. Являясь правоприемницей краевой научно–практической дефектологической лаборатории, созданной в Новосибирске в 1934 году, кафедра соблюдает традиции, заложенные в специальном образовании. В настоящее время кафедра разрабатывает проблемы содержания и организации специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

В настоящее время на кафедре работают высококвалифицированные специалисты: два доктора психологических наук, пять кандидатов педагогических наук, соискатели ученой степени кандидата наук, специалисты высшей квалификационной категории. Возглавляет кафедру Вартапетова Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент.

Одной из основных задач деятельности специалистов кафедры, наряду с повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических кадров, является широкая научно-исследовательская деятельность в области психологии и педагогики. Под руководством преподавателей кафедры проводятся исследования в следующих направлениях: нейропсихологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на ступени дошкольного и начального общего образования, интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ, компетентностный подход в образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся. В настоящее время специалисты кафедры осуществляют научно-методическое сопровождение реализации Федеральных государственных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, уделяя значительное внимание вопросам создания условий освоения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО (ИН) в инклюзивной форме.

В рамках образовательной деятельности на кафедре в течение всего учебного года проводится повышение квалификации педагогов различных категорий. Сотрудники кафедры осуществляют повышение квалификации и переподготовку по всем направлениям специальной педагогики и психологии.

Категория слушателей

Руководящие работники, педагогические работники общего образования, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя–дефектологи, тьюторы, педагоги дополнительного образования, воспитатели.

Лицензированы дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки педагогов и психологов по направлениям:

  • «Логопедия» с присвоением квалификации «учитель-логопед»,
  • «Специальная психология» с присвоением квалификации «специальный психолог»,
  • «Олигофренопедагогика» с присвоением квалификации «учитель-дефектолог (олигофренопедагог)»,
  • «Сурдопедагогика»,
  • «Тифлопедагогика»,
  • «Специальная (коррекционная) педагогика» с присвоением квалификации «учитель-дефектолог»,
  • «Дошкольная дефектология» с присвоением квалификации «учитель-дефектолог»,
  • «Психология и педагогика тьюторского сопровождения образования обучающихся с ОВЗ» с присвоением квалификации «тьютор»,
  • «Психология и педагогика инклюзивного образования»,
  • «Психология в сфере образования» с присвоением квалификации «педагог-психолог».

На курсы профессиональной переподготовки принимаются бакалавры и специалисты, имеющие высшее педагогическое образование, высшее профессиональное образование и опыт работы в образовательных организациях, осуществляющих образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

К настоящему времени более 2 тысяч специалистов Новосибирской области, г. Новосибирска и других регионов уже прошли обучение или учатся по лицензированным программам профессиональной переподготовки. С 2021 года реализуется дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки по направлению «Психология в сфере образования» с присвоением квалификации «педагог-психолог», проводится набор слушателей.

Для различных категорий педагогов (учителей, воспитателей и руководителей отдельных образовательных организаций, реализующих АООП, учителей общеобразовательных школ, реализующих инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ, педагогов-психологов, руководителей) ежегодно проводится более 20 курсов продолжительностью от 72 до 108 часов. Разработаны дополнительные образовательные программы повышения квалификации по вопросам реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с УО (ИН). По запросу образовательных организаций преподаватели проводят командное обучение педагогических работников.

Формы повышения квалификации:

  • курсы повышения квалификации;
  • индивидуальные стажировки;
  • творческая группа.

Приём на обучение осуществляется при обязательном наличии справки-направления на обучение от образовательного учреждения, направившего слушателя. Запись на курсы осуществляется в разделе «Образовательные услуги» кафедры СПИОиП.

Для максимально справедливого удовлетворения заявок кафедра оставляет за собой право при формировании групп ограничивать численность слушателей, направляемых на данные курсы от одного района.

Прием на курсы без предварительной записи в день начала курсов осуществляется только при наличии свободных мест и справки-направления от образовательной организации.

Педагоги из ведомственных и частных образовательных учреждений зачисляются на курсы и стажировки на платной основе. Для этого необходимо уведомить кафедру о намерении повысить свою квалификацию в рамках определенных курсов не позднее, чем за неделю до их начала.

Консультативная деятельность сотрудников кафедры осуществляется в следующих направлениях:

  • Учебно-методическое и нормативно-правовое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях стандартизации образования;
  • Технология разработки адаптированной образовательной программы, специальной индивидуальной программы развития, индивидуальной адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы, рабочей программы педагога;
  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в процессе инклюзивного образования;
  • Современные практики обучения и воспитания детей с ОВЗ;
  • Программно-методическое и учебно-методическое обеспечение образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС;
  • Психологическая компетентность педагога в работе с родителями и разрешении конфликтных ситуаций;
  • Работа с детьми группы суицидального риска и профилактика суицидального поведения;
  • Социально-психологические технологии работы педагога с детским коллективом в ситуации буллинга;
  • Вопросы личностного роста и самоопределения подростков;
  • Психологическое сопровождение образовательного процесса;
  • Психология аддиктивного поведения;
  • Психология творчества: креативность и дивергентность мышления.

В рамках инновационной деятельности проводится:

  • научное руководство и консультирование педагогов специального и общего образования по вопросам организации, мониторинга и анализа инновационной деятельности;
  • проведение научно-практических конференций, семинаров по обобщению и распространению результатов опытно-экспериментальной деятельности;
  • диссеминации опыта применения инновационных практик образования обучающихся с особыми образовательными потребностями;
  • внедрение инновационных практик в образовании детей с ОВЗ.

На кафедре могут быть оказаны дополнительные услуги:

  • проведение выездных (внесубсидиарных) курсов повышения квалификации по заявкам учреждений районов области и города;
  • оказание помощи в подготовке и проведении конференций, семинаров, занятий;
  • рецензирование и экспертиза учебно-методических материалов, авторских программ;
  • помощь в организации методической работы в районах, образовательных учреждениях;
  • проведение дистанционных семинаров (вебинаров) по проблемам специального и инклюзивного образования.

Издание сотрудниками монографий, учебных пособий, публикации в научно–методических журналах и сборниках трудов университетов в России и зарубежных странах позволяет быть на передовых рубежах реформирования системы специального образования в России, влиять на принятие правительственных решений в области реформирования и подготовки кадров для обновляющейся системы образования с учетом сохранения лучшего и разработки новых подходов с позиций гуманистической педагогики и психологии.

Уважаемые коллеги!

Мы будем рады видеть Вас на курсах переподготовки и повышения квалификации, семинарах и консультациях.

Особенно приятно будет видеть выпускников курсов переподготовки. Мы готовы к сотрудничеству с Вами.

Помните, что 14 ноября – Международный день коррекционного педагога. Давайте сделаем его днем наших традиционных встреч.

Наш телефон: 223-03-54, факс: 223-03-54, электронный адрес: cyv@edu54.ru