В методических рекомендациях рассмотрена система мер и действий, обеспечивающих психологическую безопасность образовательной среды, включая создание доброжелательной и принимающей атмосферы в школе; разработку алгоритмов действий в кризисных или экстремальных ситуациях; подготовку материально технического обеспечения для эффективной работы во время таких ситуаций; подготовку персонала; взаимодействие с соответствующими службами муниципального, регионального и федерального уровней. Предложен примерный план мероприятий образовательной организации по предотвращению кризисных ситуаций. Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных организаций.
Библиографическое описание: Габер И.В., Зарецкий В.В. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций. / Под ред. Л.П.Фальковской - М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018 — 50 с.
В статье обосновывается необходимость формирования и осмысления общего языкового поля (метаязыка) как первоочередного этапа обновления экологического содержания. В процессе освоения понятийно-терминологического аппарата слушатели курсов повышения квалификации выделяют целевой, общекультурный и профессиональный блоки глоссария. Описаны особенности современного глоссария экологического образования. Найдено базовое основание, объединяющее все понятия. К ключевым понятиям автор отнесла «экологический императив», «нравственный императив», «зелёную аксиому» как дидактическую метафору, позволяющую просто рассказать о сложном. Обосновывается общепредметный характер экологического образования, его культуротворческая миссия, связанная с формированием экологической культуры. Экологическая культура, формируемая на основе её базовой модели, рассматривается как интегральный результат во взаимосвязи всех предметных областей, учебных предметов и внеурочной деятельности с привлечением возможностей дополнительного образования и экологического просвещения. Автор делает вывод о значении ключевых понятий экологического образования как важнейшей части базовой модели экологической культуры личности, так как они создают языковое поле (семиотический компонент), на котором происходит обновление экологического образования в системе общего в условиях реализации ФГОС.
Библиографическое описание: Цветкова Н.И. Обновление экологического образования в системе общего в условиях реализации ФГОС: ключевые понятия // Экологическое образование и устойчивое развитие. Состояние, цели, проблемы и перспективы: материалы международной научно-методической конференции, 29 февраля – 1 марта 2024 г., г. Минск, Республика Беларусь: электронный сборник / Междунар. гос. экол. ин-т им. А.Д. Сахарова Бел. гос. ун-та. – М.: МГЭИ им. А.Д. Сахарова БГУ, 2024. – С. 476 – 479
Статья посвящена теме интеграции и адаптации детей мигрантов. Особое внимание уделяется образовательным и социальным дефицитам учащихся, препятствующим аккультурации иностранных граждан. Целью работы явилось исследование проблемы адаптации детей мигрантов с опорой на менталитет нации и блокировку смыслов русского языка в результате существования языкового барьера. В качестве исследовательской задачи авторами была предпринята попытка оценить, какие сложности возникают у представителей Средней Азии при изучении русского языка, какие образовательные и социальные дефициты не позволяют пройти детям мигрантов адаптацию. В данном исследовании, во-первых, обобщён опыт работы педагогов школ города Новосибирска с мигрантами и детьми, обучающимися на русском языке; во-вторых, значительное внимание уделяется психологическому компоненту педагогической работы с семьями мигрантов; в-третьих, указаны пути выявления образовательных и социальных дефицитов и намечены пути их устранения. Выявлены дефициты в обучении русскому языку представителей Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Результаты исследования расширяют знания об особенностях менталитета наций и возможностях работы с данной категорией учащихся.
В статье актуализирована проблема использования обратной связи с целью повышения качества образования и определения ее места в новой парадигме образования. Методологической основой исследования является компетентностный и рефлексивный подходы. Автор анализирует существующие дефициты сложившейся системы контроля и оценки в школьной практике и предлагает целевые ориентиры для их устранения. Феномен обратной связи рассматривается в двух фокусах: педагогическом (с акцентом на содержание обучения и на действия учителя) и академическом (на ученике и его рефлексивных навыках). Рассмотрены основные характеристики качественной обратной связи, предложен алгоритм ее подачи, определены условия, при которых она становится эффективным инструментом, приведены адресные примеры. В статье даются методические рекомендации по предоставлению и получению качественной обратной связи в образовательном процессе. В тексте представлены теоретические ориентиры и практические примеры решения заявленной проблемы. Итоги исследования будут полезны педагогам разных уровней образования.
Методический сборник статей, представляющих теоретический и/или практический интерес для учителей, методистов, педагогов, освещающих реальный опыт современных подходов и методов преподавания иностранного языка (на примере УМК и учебных пособий издательства "Просвещение").
В статье представлен материал для участников учебно-воспитательного процесса, которые могут использовать в своей практической и творческой деятельности эффективные приёмы познания окружающего мира. Видеть целостность и системность Мироздания.
В статье актуализированы основания интеграции экологического и здоровьесберегающего образования, переходящего в образование для устойчивого развития. Описан опыт школы – федеральной инновационной площадки – по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни воспитанников и обучающихся. Представлены результаты психолого-педагогической диагностики инновационной деятельности, позволяющие оценить её эффективность и конкретизировать направления дальнейшего совершенствования.
Библиографическое описание: Габер И.В. Опыт инновационной деятельности школы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни // «Путь к «зеленому» статусу: опыт школ, колледжей и вузов»: Сборник матер. Межд. науч.-практ. конф. – Астана, 17-18 мая, 2024 г. – Астана: ИП «Булатов А.Ж.», 2024. – 380 с. – С. 73 – 79
В статье дано описание системы психолого-педагогической диагностики результатов инновационной деятельности школы в области формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Выделена особенность инновационной деятельности, заключающаяся в её реализации на основе модели взаимодействия урочной, воспитательной, внеурочной и внеучебной деятельности с применением методики ценностно - смысловой экологизации содержания образования с помощью педагогической концептуальной метафоры «зелёная аксиома». Изложены результаты инновационной деятельности, полученные с помощью системы психолого-педагогической диагностики.
Библиографическое описание: Габер И. В. Опыт оценки результатов экологического образования в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс] : материалы международной научно-методической конференции, 2-3 марта 2023 г. / Министерство образования Респ. Беларусь / Междунар. гос. экол. ин-т им. А.Д. Сахарова Бел. гос. ун-та. – Минск : МГЭИ им. А.Д. Сахарова БГУ, 2023 – С. 382 - 385
В последнее время в научных кругах растет интерес к теоретическому обобщению процесса деколонизации азиатских коллекций музеев Европы. Пафос таких публикаций сводится к тому, что музейные предметы должны быть освобождены от интерпретаций с точки зрения колониальной политики прошлого, что позволит музеям воссоздать первоначальный культурный контекст экспонатов.
На фоне исторического экскурса в особенности средневековой колониальной политики Португалии в Азии в статье анализируется опыт создания коллекций азиатского искусства в Музее Востока в Лиссабоне. Описаны основные коллекции, проанализирована актуальная информация по экспозиционной и социальной деятельности музея.