Данная статья представляет собой авторское учебное занятие, разработанное в курсе «Искусство» для школьников восьмого класса. Однако содержание и смысловая направленность занятия позволяет использовать его на уроках гуманитарного и художественно-эстетического цикла, в практике работы учителя начальных классов. Материал может послужить основой для проведения занятия в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, разработки классного часа или другой организационной формы работы классного руководителя с коллективом школьников.
В статье рассматриваются возможности проектной деятельности как средства профессиональной ориентации школьника в условиях реализации требований ФГОС общего образования; раскрываются: понятие, этапы, теоретико-методологические основы и методические аспекты организации экзистенциального проектирования старшеклассника.
В статье показано, что важным средством познания стремительно изменяющегося окружающего мира, формирования экологического стиля мышления становится экосистемная познавательная модель, нашедшая свое отражение в Концепции экологического образования в системе общего образования (РАО, 2022). Представлена программа мыслительных действий (познавательных УУД), которую обучающийся должен усвоить для овладения системным экологическим мышлением. Сделан вывод о том, что экосистемная познавательная модель – это программа системного изучения объекта во взаимосвязи с окружающей средой, которая лежит в основе экологического мышления, выступает педагогическим инструментом развития экологически направленной личности и экологически ориентированного поведения в социоприродной среде. Поэтому формирование такой модели является ключевой задачей общего экологического образования, которая должна решаться усилиями всех базовых предметов, на всех уровнях обучения.
Библиографическое описание: Цветкова Н.И. Экосистемная познавательная модель как педагогический инструмент формирования системного экологического мышления в условиях реализации ФГОС / Н.И. Цветкова, И.В. Габер // Экологическое образование и устойчивое развитие. Состояние, цели, проблемы и перспективы: материалы международной научно-методической конференции, 29 февраля – 1 марта 2024 г., г. Минск, Республика Беларусь: электронный сбор-ник / Междунар. гос. экол. ин-т им. А.Д. Сахарова Бел. гос. ун-та. – М.: МГЭИ им. А.Д. Сахарова БГУ, 2024. – С. 479 – 482
Экологическое образование в современном понимании призвано выполнять мировоззренческую, культуротворческую функцию, обеспечивающую формирование у обучающихся основ экологической культуры в интересах устойчивого биосферосовместимого развития цивилизации. Серьезным препятствием в реализации задач экологического образования по формированию основ современной экологической культуры обучающихся является проблема обеспечения его целостности, непрерывности и системности.
В статье представлен опыт реализации регионального конкурса «Моя экологическая культура и здоровый стиль жизни», в номинациях которого предусмотрены методические средства формирования экологической культуры и здорового стиля жизни в процессе воспитания дошкольников и школьников, а именно социально-образовательные проекты, творческие отчёты о путешествии или экскурсии, сочинения, методические разработки образовательных событий.
Сделан вывод о том, что конкурсное движение проявляет себя как методический ресурс профессионального развития педагогов, органично вписывается в региональную систему научно-методического сопровождения муниципальных методических объединений, является механизмом выявления эффективного опыта и лидеров инновационной педагогической практики по формированию современной экологической культуры в контексте ФГОС.
Библиографическое описание: Цветкова Н.И. Эффективные практики конкурсного движения: формирование современной экологической культуры в контексте ФГОС / Н.И. Цветкова, И.В. Габер // Экологическое образование и устойчивое развитие. Состояние, цели, проблемы и перспективы [Электронный ресурс] : материалы международной научно-методической конференции, 2-3 марта 2023 г. / Министерство образования Респ. Беларусь / Междунар. гос. экол. ин-т им. А.Д. Сахарова Бел. гос. ун-та. – Минск : МГЭИ им. А.Д. Сахарова БГУ, 2023 – С. 522 - 524
Сборник подготовлен по результатам проведения областного профессионального конкурса «Эффективные практики формирования математической грамотности». Аналитические материалы могут быть полезны учителям, преподавателям математики, руководителям муниципальных и школьных методических объединений учителей математики, магистрантам и аспирантам педагогических вузов, методистам, руководителям образовательных систем, специалистам системы повышения квалификации.
Статья посвящена одному из основных противоречий в системе подготовки будущих педагогов. Компетенции, взращиваемые в период обучения студента в педагогическом университете при выходе из него остаются не востребованными опыт работы со студентами в период. Педагогической практики даёт основание для выстраивания эффективной индивидуальной профессионально-личностной позиции через накопления ими авторского педагогического опыта.