В статье раскрыты организационные и содержательные особенности проведения методического тренинга как одной из форм научно-методического сопровождения деятельности методических объединений педагогов с целью обеспечения условий для их профессионального развития. Сделан вывод о потенциале этой формы методической работы для совершенствования значимых компетенций педагогов и руководителей школ.
Результаты всероссийских проверочных работ позволяют выявить трудности, которые возникают у младших школьников при изучении русского языка. Для повышения качества образования в этом направлении важно выстроить системную работу в каждом регионе. В статье актуализированы вопросы нормативного и методического сопровождения учителей в аспекте решаемых ими профессиональных задач, а также содержания конструктивного взаимодействия с руководителями муниципальных методических объединений. Методами исследования стали качественный и количественный анализы результатов всероссийских проверочных работ по русскому языку в 4 классе, синтез эффективных методик обучения, моделирование системы работы с педагогами. В ходе процесса апробирована новая организационная форма методического сопровождения, уточнены содержательные аспекты профессионального развития учителя начальных классов. В результате в тексте статьи представлены нормативное обоснование, теоретические ориентиры и практический сценарий решения заявленной проблемы. Выводы: повышение качества образования по русскому языку станет результатом эффективной методической помощи в образовательной организации региона, взвешенной стратегии работы руководителей муниципальных методических объединений и системного научно методического сопровождения институтов повышения квалификации. Результаты исследования будут полезны специалистам системы повышения квалификации учителей, методическим службам и педагогам разных уровней образования.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и информационно-коммуникационного общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала на многие глобальные проблемы.
В статье представлен сценарий мастер-класса по выявлению и поиску возможных путей разрешения образовательного дефицита обучающихся по предмету «Литературное чтение» как пример неформального образования учителей в процессе реализации регионального проекта научно-методического сопровождения деятельности муниципальных методических объединений.
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования является одним из ведущих российских образовательных учреждений системы дополнительного профессионального образования современного педагога. Динамичное развитие Института обусловлено приоритетами федеральной и региональной политики. Концептуальным базисом реорганизации и совершенствования деятельности Института являются ценностный, компетентностный и андрагогический подходы.
Программа «Новая Сибирь – мой край родной» определяет содержание краеведческого образования как основы нравственно-патриотического воспитания детей 4-7 лет в дошкольных образовательных организациях, способствует воспитанию уважения к культурному и историческому наследию родного края, формирует позитивный образ Новосибирской области. Структура программы включает в себя вариативную и инвариантную часть, представленную тремя блоками «Мой район», «Город Новосибирск» и «Новосибирская область», которые взаимосвязаны едиными тематическими разделами «Природа», «Культура и достопримечательности», «Знаменитые люди», «История». В программе представлены вариативные формы, методы и средства ее реализации, рекомендации по организации взаимодействия с семьями воспитанников. Программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, студентам среднего и высшего педагогического профессионального образования, а также всем интересующимся вопросами краеведческого образования детей дошкольного возраста.
В статье представлены базовые принципы, которые положены в основу совместной деятельности со школьными библиотекарями по развитию школьных библиотек в направлении создания школьных информационно-библиотечных центров.
В работе описаны эффективные способы развития креативного мышления, которые помогают библиотекарям справляться с решением творческих задач и помогают поменять ситуацию, когда при отсутствии четкой нормативной базы и финансирования, библиотеки часто считаются лишь пунктами выдачи учебников.
В методических рекомендациях представлен опыт составления коррекционно-развивающих программ для детей дошкольного возраста пяти-, шестилетнего возраста с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата.
Может быть использовано психологами, учителями-логопедами, воспитателями специальных (коррекционных) групп, родителям при подготовке детей дошкольного возраста к школе.
В статье рассматриваются итоги социально-психологического тестирования обучающихся в Российской Федерации. Приведены результаты анализа применяемых диагностических инструментов. Уточняются цель социально-психологического тестирования и способы ее достижения. Рассматриваются опасности и преимущества двух альтернативных направлений диагностического процесса: выявление предпосылок аддиктивного поведения или ресурсов здоровья, препятствующих выбору аддиктивного пути. Приведен перечень факторов аддиктивного риска, в силу многочисленности и разнообразия которых выделение конкретных причин наркотизации личности становится бесперспективным. Становление эго-идентичности, субъектности, формирование здоровых личностных установок, реализация принципов безопасности, гуманности и антропологичности образовательной среды рассматриваются как факторы развития личности и новый вектор цели социально-психологического тестирования обучающихся.
Библиографическое описание: Габер И. В. Новый вектор цели социально-психологического тестирования обучающихся: от контроля к развитию / И. В. Габер, В. В. Зарецкий // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2018. – Т. 18, № 4. – С. 43-53. – EDN YSRAXR.
Современная школа рассматривается как объект высокого риска, так как выпускает «сверхсложный продукт» – психологически здоровую личность, – требующий подготовленных кадров и соответствующих технологий. В главе монографии обоснована необходимость проектирования образовательного процесса на основе педагогической модели обеспечения психологической безопасности образовательной среды и дано описание такой модели с определением её сущности, структуры, методологических и теоретических подходов, закономерностей и принципов реализации. Автор делает заключение о том, что работа школы на основе предложенной педагогической модели обеспечения психологической безопасности образовательной среды позволит превратить ее в фундаментальный психолого-педагогический ресурс обеспечения безопасности в обществе в целом, поскольку через систему образования проходит фактически всё население страны.
Библиографическое описание: Обеспечение психологической безопасности образовательной среды / В.В. Зарецкий, И.В. Габер // Безопасная образовательная среда: кросс-культурный анализ на материалах России и США: Российско-американский проект: коллективная монография / под ред. Л.В. Мардахаева, В.Е. Хиллза. – М.: Издательство РГСУ, 2020. – С. 168 – 188.