Новизна в содержании обучения русскому языку при сохранении требований к предметным результатам, зафиксированным еще в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) 2009 года, в первую очередь, касается четырех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) и конкретных речевых умений по каждому из них.
Уроки подготовлены учителями математики г. Новосибирска и Новосибирской области в ходе участия в работе творческой группы «Формирование математической грамотности на уроках в 8–9-х классах» в 2021 г. и в областном профессиональном конкурсе «Эффективные практики формирования математической грамотности учащихся основной школы» в 2022 г.
Материалы могут быть использованы при проектировании обучения математике, составлении дидактических материалов для общеобразовательных и специализированных классов.
Методические рекомендации предназначены для учителей математики общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и преподавателей других общеобразовательных организаций.
Статья посвящена актуальным вопросам создания региональной информационно-образовательной среды эффективного взаимодействия непосредственных участников в моделировании событийных ситуаций научно-методического сопровождения учителя при реализации эффективных приемов оценки готовности обучающихся к аттестации в формате ВПР в условиях системно обновляемых стандартов формирования коммуникативных умений личности. В частности, цель данного исследования — показать возможности руководителей ММО учителей иностранных языков в плане нейтрализации проблемных лакун при организации региональной системной работы по подготовке современных обучающихся к внешней оценке образовательных результатов.
В статье рассматривается уровень предметно-методических компетенций учителя как определяющий фактор качественного выполнения обучающимися диагностических работ в рамках различных мониторинговых процедур. Обозначена роль муниципальных методических объединений в инициировании личностного роста педагогов и оказании методической помощи по вопросам подготовки обучающихся к диагностическим процедурам. Приведен пример занятия, проводимого в рамках стратегической сессии для руководителей муниципальных методических объединений учителей химии по указанной проблеме.
В статье автор представляет опыт адаптивного включения материалов Программы по развитию личностного потенциала в содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для педагогических работников. Автор показывает развитие личной мотивации преподавателя как участника региональной обучающей и сопровождающей команды Новосибирской области.
В статье автор актуализирует проблему снижения уровня мотивации современных обучающихся в контексте результативности учебного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте мотивация к учебной деятельности рассматривается и как условие для достижения планируемых результатов, и как один из личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. Учебная мотивация является сложным системным динамическим процессом, в основе которого лежат ведущие потребности человека. Целью исследования являются выявление, анализ и обоснованный выбор методических средств повышения уровня мотивации современных школьников. Для того чтобы активизировать этот процесс, важно понять, каковы эти потребности, и предложить адресные мотивационные стратегии для обучающихся с разными типами учебной мотивации. Автор рассматривает 16 таких стратегий, которые позволяют настроить образовательный процесс и дает ряд методических рекомендаций по их использованию. Методологической основой исследования является системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы. В результате в тексте представлены теоретические ориентиры и практические примеры решения заявленной проблемы. Итоги исследования будут полезны педагогам разных уровней образования и родителям.
Статья посвящена актуальности, содержанию и методике формирования финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе как условию эффективной реализации обновленного ФГОС НОО. Финансовая грамотность рассматривается как одно из направлений функциональной грамотности. Представлены методические инновации для эффективного формирования финансовой грамотности в условиях применения действующих учебников математики, с учетом результатов и материалов международного исследования качества образования PISA. Рассмотрены виды и примеры заданий по математике, темы обновления содержания сюжетов новых текстовых задач для системного и целенаправленного формирования финансовой грамотности на уроках математики (на примере начального общего образования). Использование учителем новых методов, форм и технологий обучения, жизненных и учебных ситуаций даст возможность повысить уровень методической грамотности учителей и обеспечит их уверенное методическое поведение при подготовке современных уроков для реализации обновленного федерального государственного образовательного стандарта.
Раскрыты особенности методики формирования финансовой грамотности на уроках математики в ходе реализации обновлённого федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
В статье раскрываются методические аспекты создания условий для формирования и развития читательской грамотности младших школьников. Предложен проект учебного занятия по литературному чтению, созданный в логике системно-деятельностного подхода и содержащий методические кейсы, которые педагог может использовать на различных этапах занятия, составлять из них вариативные комбинации, а также использовать их в проектировании учебных занятий по другим предметам.
В статье представлены возможности формирования и развития функциональной грамотности в рамках курса повышения квалификации для учителей начальных классов по теме «Проектирование и реализация образовательного процесса в информационно-образовательной среде школы» (программа курса входит в Федеральный реестр дополнительных образовательных программ, разработчики А.В. Молокова, Н.С. Лукашенко).