В работе рассматриваются педагогические аспекты образовательного становления детей с ОВЗ. Выявлен спектр личностных недостатков, обнаруживаемых у особых детей на дошкольной ступени образования и в начальной школе, препятствующих успешности реализации процесса математического образования; определение эффективных путей, средств и способов упреждения и коррекции выявленных недостатков в развитии психических познавательных процессов у детей с ОВЗ. Сделан вывод, что анализируемые аспекты образовательного становления детей с ОВЗ требуют принятия своевременных мер к устранению недостатков развития особого ребёнка, понижающих успешность математического образования, направленного к формированию у растущих личностей функциональной математической грамотности, обеспечивающей применение математики как универсального средства познания окружающего мира.
Настоящая работа представляет собой результат разработки одного из важнейших вопросов языковой педагогики – формирование методической готовности учителя-практика к проектированию образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОО, ФООП, ФАОП в целях повышения качества иноязычного образования, которое выступает в качестве ценностной составляющей регионального образования. Обоснование аксиологического подхода авторы связывают с кардинальной сменой отечественной образовательной парадигмы, которое ориентировано на создание условий безопасной коммуникативной среды взаимодействия участников образовательного процесса.
В статье описывается деятельность педагогов-библиотекарей в созданных школьных информационно-библиотечных центрах (ШИБЦ) – деятельность, направленная на решение задачи воспитания «человека читающего», развитие активной читательской среды школьников, в результате чего и формируется образовательный опыт педагогов-библиотекарей как участников образовательного процесса.
В статье рассматриваются педагогические способы формирования у детей дошкольного возраста основ функциональной математической грамотности у детей дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности.
Коммуникативную грамотность можно рассматривать как совокупность знаний, умений и навыков коммуникации, с помощью которых человек выстраивает эффективное общение независимо от различных обстоятельств. Исходя из данного определения, можно сказать, что субъект, обладающий коммуникативной грамотностью, знает правила общения и умеет их применять с учетом конкретной ситуации, владеет нормами и тактиками общения, речевым этикетом, которые эффективно использует в любой коммуникативной ситуации.
Дошкольный период развития ребенка является сензитивным периодом для формирования предпосылок функциональной грамотности. Создать условия для этого – важнейшая педагогическая задача.
Формирование читательской грамотности у детей раннего и дошкольного возраста является важной задачей современной педагогики. Вокально-хоровая работа представляет собой мощный инструмент для развития речи, слухового восприятия, интонационной выразительности и понимания текстов. Развитие читательской грамотности в процессе музыкальной деятельности способствует не только обогащению словарного запаса, но и формированию когнитивных способностей, необходимых для успешного освоения письма и чтения в будущем.
В статье раскрываются особенности понимания учителем технологии сущности функциональной грамотности школьника в аспекте содержания технологической подготовки и трудового воспитания; представлены методические рекомендации по использованию различных групп заданий, направленных на формирование технологических компетенций в структуре функциональной грамотности, обобщенные критерии оценивания их сформированности.
Данные методические материалы являются результатом взаимодействия профессорско-преподавательского состава кафедры специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии с педагогическими работниками и специалистами системы сопровождения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: учителями, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами. В первой части представлены теоретические и методические аспекты работы по формированию функциональной грамотности и жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ. Вторая часть методических рекомендаций включает разработки педагогов, представляющие собой сценарии занятий, воспитательной работы в нестандартной форме. Материалы могут быть использованы педагогами при проведении занятий с детьми с ОВЗ, а также руководителями ММО при планировании и проведении заседаний.
В статье раскрывается специфика развития регионального сегмента единой федеральной системы научно-методического сопровождения профессионального развития учителей начальных классов в части формирования функциональной грамотности младших школьников. Разработанная при участии автора статьи модель позволила в короткие сроки обеспечить условия для вовлечения руководителей муниципальных методических объединений учителей начальных классов в интерактивное взаимодействие на региональном уровне и реализацию ими лидерских позиций в педагогическом сообществе муниципалитетов.