В статье рассматриваются вопросы формирования читательской грамотности у обучающихся на уровне начального общего образования. Приведены примеры приёмов формирования читательской грамотности на каждом этапе современного учебного занятия.
В статье раскрываются методические особенности организации и проведения заседания муниципального методического объединения учителей начальных классов с целью выявления сущностных отличий между формированием читательской грамотности и литературоведческой и создания общего методического банка технологий, стратегий, приемов для формирования читательской грамотности обучающихся в информационно-образовательной среды.
Статья посвящена вопросам изучения взаимодействия родителей и детей в процессе их про-фессионального самоопределения, влияния ценностей и установок поколений, семейных тра-диций и сценариев при выборе профессии. Эти вопросы лежат в основе разработанных авто-ром профориентационных занятий для совместного участия родителей и детей, которые были предложены руководителям методических объединений учителей технологии Новосибирской области, обеспечивающих сопровождение профессионального самоопределения школьников в условиях современных нормативных требований.
Актуальность статьи определяется тем, что в ней представлено описание создания и функционирования музеев очень популярного сегодня профиля — восточного. Анализируемая практика деятельности музеев Франции, во многом передовых в европейском музейном пространстве, может быть творчески применена при проектировании и создании музеев такого типа в нашей стране. В статье впервые в отечественной научной традиции исследуется история создания французских музейных собраний, посвященных Гималаям и Тибету. Авторами определена специфика данного типа музейного строительства, проанализированы основные факторы, способствовавшие и мешавшие данному виду деятельности, выявлены и охарактеризованы источники пополнения коллекций и форматы их экспонирования. В статье дано описание гималайских и тибетских коллекций как парижских, так и провинциальных музеев восточного профиля. Авторы уделили внимание не только содержанию гималайских и тибетских коллекций, но и самим коллекционерам, воздав таким образом должное их вкладу в знакомство Европы с культурой данного региона.
В условиях постоянных изменений в образовательной сфере, развитие функциональной грамотности становится одним из ключевых факторов повышения качества образования. Это также является важным ценностно-смысловым потенциалом личности. В статье подчеркивается необходимость методической поддержки учителей в развитии функциональной грамотности, в частности в ее воспитательных аспектах. Муниципальные методические объединения могут сыграть ключевую роль в оказании такой помощи. Таким образом, статья акцентирует внимание на значимости функциональной грамотности в образовательном процессе и необходимости совершенствования методической работы с учителями.
В статье детально рассмотрены коммуникативные универсальные учебные действия, входящие в состав метапредметных способов деятельности, и способы, приемы их развития в образовательном процессе в начальной школе.
Функциональная грамотность является одним из значимых результатов обучения, позволяющим ученику успешно продолжать обучение и добиваться успеха, для обеспечения которого потребуется особое проектирование и реализация образовательного процесса. Цель исследования состоит в определении организационно-педагогических условий эффективного формирования функциональной грамотности младших школьников с учетом обоснованно выделенной сущности этого понятия и, как следствие, разработке рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса в начальной школе.
Анализ социально-коммуникативных условий созревания детей младшего возраста актуализирует необходимость становления у них в ходе образования особого рода личностных качеств, формируемых в результате обретения умения «мыслить математически». Проблема обучения растущей личности применению математического содержания к решению широкого спектра задач рассматривается в контексте выдвижения новой парадигмы качества образования. Согласно ей, результативность функционирования системы образования устанавливается в соответствии со сменой образовательных ориентиров «От знаний, умений, навыков - к функциональной грамотности». Практическое решение проблемы повышения качества образования, рассматриваемого в ракурсе формирования функциональной грамотности, обусловлено развитием у обучаемых позитивных стратегий поведения в различных жизненных проблемных ситуациях, разрешение которых может происходить в условиях отсутствия полностью детерминированного решения. Современный этап развития образования побуждает педагогов в своей профессиональной деятельности исходить из целевого развития у воспитанников системы образования умений, позволяющих разрешать возникающие проблемные ситуации на основе формируемой в ходе ведения инициативного исследовательского поиска функциональной грамотности.
В статье дается обоснование значимости аутентичной коммуникации и семиотических систем как орудий психической деятельности, интеллекта и профессионализма учителя в свете гуманистических ценностей и вызовов образования. Признается ценностью овладение личностью различными семиотическими системами в контексте деятельностного подхода. Представлены результаты разработки одного из проблемных аспектов лингводидактики — лингводидактической готовности учителя к решению задачи культивирования ценностно-смысловых приоритетов в рамках поликультурной картины мира личности.