В данной статье представлены результаты исследования, обосновывающие необходимость системного и кардинального обновления научно-методического обеспечения и сопровождения образовательного процесса. Причем как значимого аспекта развития методологии исследования информационно-образовательной среды в контексте современных реалий непрерывного образования педагога. Школа и вуз как важный элемент архитектоники региональной и российской образовательной среды в целом исследуется в данной статье как единое социокультурное образовательное пространство, призванное оказывать содействие в реализации потенциальных способностей личности обучающегося (школьника, студента, молодого специалиста, педагога-наставника).
Проблемы возникновения и существования шаманизма на территории Южной Европы недостаточно разработаны как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях. В то же время наличие реминисценций шаманизма в народных религиозных традициях европейцев не вызывает сомнения. Также недостаточно внимания уделяется вопросу о возможных причинах и факторах сохранности элементов древних мифоритуальных сценариев, присутствующих в народных верованиях. С целью освещения вышеупомянутых проблем рассматривается феномен нестинарства. В этом религиозном феномене выделяются черты, характерные для шаманизма. Отличительными особенностями южноевропейского шаманизма являются аграрный характер и профессиональное разделение ре-
лигиозных специалистов (решение аграрных вопросов и общение с умершими). В мифологическом плане эти особенности находят свои параллели в общем для индоевропейцев мотиве о сражении небесного бога-громовержца с хтоническим соперником – змеем.
В статье рассматриваются педагогические способы формирования у детей дошкольного возраста основ функциональной математической грамотности у детей дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности.
Статья посвящена анализу вузовской учебной литературы по истории России, вышедшей в 21 веке. Предметом анализа являлись сюжеты, связанные с битвой под Москвой осенью-зимой 1941 года, 80−летие которой отмечается в этом году. Исследование проводилось по следующим позициям: 1) причины неудач на первом этапе Московской битвы; 2) причины успеха оборонительных и наступательных действий; 3) положение в Москве в октябре 1941 года; 4) значение битвы под Москвой. Авторы попытались соотнести результаты анализа учебных пособий со взглядами на данную проблему отечественных и зарубежных историков, для чего был произведен небольшой историографический экскурс. В ходе проведенной работы были сделаны следующие выводы: в учебниках очень мало внимания уделяется событиям российской военной истории, авторы учебников либо игнорируют битву под Москвой, либо ориентируются на устаревшие взгляды, избегая острых моментов и не давая объективной оценки событиям зимы-осени 1941 года. Особенное удивление вызывает факт появления в учебной литературе оценок созвучных консервативному направлению в зарубежной историографии и полное не учитывание достижений отечественных ученых.
В сборнике представлены авторские учебные задания PISA-формата, кейсы и ситуационные задачи, разработки уроков и внеурочных мероприятий, планы заседаний методических объединений, а также краткие методические рекомендации и результаты обобщения опыта в формате статей, направленные на формирование функциональной грамотности школьников в процессе обучения информатике. Представленные материалы могут быть полезны учителям информатики общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и преподавателей других общеобразовательных организаций, реализующих обновленный ФГОС. В разработке материалов для сборника принимали участие учителя информатики, руководители муниципальных методических объединений по информатике города Новосибирска и Новосибирской области.
Рассматривается организация сибирских научных конференций по военной истории России. Представлены конференции, проходившие в Барнауле, Иркутске, Кемерово, Красноярске, Новосибирске, Омске, Томске в последнее десятилетие ХХ в. Описаны конференции XXI в., дается их характеристика, выявляется специфика. Рассмотрены вопросы, связанные с их тематикой и составом участников. Названы образовательные учреждения, академические институты и другие организации, участвовавшие в подготовке и проведении конференций.
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме методического сопровождения интеллектуально одаренных детей. Потребность в инновационном развитии страны диктует необходимость создания условий для раскрытия потенциала одаренных детей и воспитания у них мыслительных способностей. Цель статьи — акцентировать внимание на противоречии между требованиями к высокому уровню развития потенциальных способностей детей и недостаточной разработанностью системы их поддержки. Автор анализирует проблемы, препятствующие развитию возможностей интеллектуально одаренных детей, в аспекте обучения мышлению и предлагает комплекс рекомендаций, способствующих их решению. В статье предложены идеи, как создать полноценную образовательную среду, ориентированную на поддержку детей в направлении развития их мыслительных способностей: переходить от закрытых задач к открытым; развивать формирующее оценивание; обращать внимание на проблему общения; актуализировать игровую деятельность; выстраивать взаимодействие с родителями детей; повышать квалификацию учителей. В заключение представлены выводы относительно реализации образовательного процесса в соответствии с современными тенденциями по изменению психологического портрета современного ребенка.
Одним из ведущих показателей успешности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является их эффективная интеграция в общество. Добиться ее возможно только путем планомерной, продуманной коррекционно-развивающей работы и системой оценивания полученных результатов. В статье представлен подход к формированию жизненных компетенций и оценки их сформированности у обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями.
Раскрыты методические рекомендации по проведению современного урока математики с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.