Войти
Новосибирский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования

Материалы кафедр

Фильтр
Автор
Жанр
Структурное подразделение
Региональный историко-культурный потенциал в контексте современных реалий непрерывного образования учителя
Умбрашко К.Б., Нелюбов С.А., Буланкина Н.Е.
Кафедра иноязычного образования
Аннотация:

В данной статье представлены результаты исследования, обосновывающие необходимость системного и кардинального обновления научно-методического обеспечения и сопровождения образовательного процесса. Причем как значимого аспекта развития методологии исследования информационно-образовательной среды в контексте современных реалий непрерывного образования педагога. Школа и вуз как важный элемент архитектоники региональной и российской образовательной среды в целом исследуется в данной статье как единое социокультурное образовательное пространство, призванное оказывать содействие в реализации потенциальных способностей личности обучающегося (школьника, студента, молодого специалиста, педагога-наставника). 

Реминисценции шаманизма в болгарском нестинарстве
Запорожченко А.В., Славко В.Е.
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Аннотация:

Проблемы возникновения и существования шаманизма на территории Южной Европы недостаточно разработаны как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях. В то же время наличие реминисценций шаманизма в народных религиозных традициях европейцев не вызывает сомнения. Также недостаточно внимания уделяется вопросу о возможных причинах и факторах сохранности элементов древних мифоритуальных сценариев, присутствующих в народных верованиях. С целью освещения вышеупомянутых проблем рассматривается феномен нестинарства. В этом религиозном феномене выделяются черты, характерные для шаманизма. Отличительными особенностями южноевропейского шаманизма являются аграрный характер и профессиональное разделение ре-
лигиозных специалистов (решение аграрных вопросов и общение с умершими). В мифологическом плане эти особенности находят свои параллели в общем для индоевропейцев мотиве о сражении небесного бога-громовержца с хтоническим соперником – змеем.

Робототехника в детском саду. Готов ли воспитатель?
Дружинина Н.В.
Кафедра дошкольного образования
Аннотация:

В статье рассматриваются педагогические способы формирования у детей дошкольного возраста основ функциональной математической грамотности у детей дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности.

Российские вузовские учебники о битве под Москвой
Запорожченко А.В.
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Аннотация:

Статья посвящена анализу вузовской учебной литературы по истории России, вышедшей в 21 веке. Предметом анализа являлись сюжеты, связанные с битвой под Москвой осенью-зимой 1941 года, 80−летие которой отмечается в этом году. Исследование проводилось по следующим позициям: 1) причины неудач на первом этапе Московской битвы; 2) причины успеха оборонительных и наступательных действий; 3) положение в Москве в октябре 1941 года; 4) значение битвы под Москвой. Авторы попытались соотнести результаты анализа учебных пособий со взглядами на данную проблему отечественных и зарубежных историков, для чего был произведен небольшой историографический экскурс. В ходе проведенной работы были сделаны следующие выводы: в учебниках очень мало внимания уделяется событиям российской военной истории, авторы учебников либо игнорируют битву под Москвой, либо ориентируются на устаревшие взгляды, избегая острых моментов и не давая объективной оценки событиям зимы-осени 1941 года. Особенное удивление вызывает факт появления в учебной литературе оценок созвучных консервативному направлению в зарубежной историографии и полное не учитывание достижений отечественных ученых.

Сборник учебно-методических разработок учителей информатики г. Новосибирска и Новосибирской области по формированию функцио-нальной грамотности обучающихся
Коллектив авторов составителей: Акимова Н.С., Балышкова Т.А., Богданова М.С., Бородина Е.Ю., Будовая Н.П., Быкова О.В., Валов А.М., Вахрушева Г.П., Ведмедева Е.Н., Вольф Е.Г., Герман Н.А., Глобина Д.К., Гущина И.В., Демичева Т.Ю., Долженко Н.В., Душухина Н.Л., Евстафьева Н.В., Естифеев М.В., Загоруйко О.Н., Ильина Н.А., Исакова Т.В., Кашина М.В., Князева И.А., Коваль С.Н., Ковальчук А.Н., Ковальчук С.М., Кочнева Е.А., Кузьмина Н.Ю., Купранова Т.Н., Курин Ю.Н., Лопатина Д.М., Мальцева Ю.А., Мешков А.А., Моисеенко Е.В., Муль П.Ф., Мякина О.Ю., Нечаев С.А., Новикова Н.И., Овсянникова Т.В., Паклинская О.Н., Пасенко Е.В., Петроченко О.А., Пешкичева И.В., Притула М.Н., Прохоренко В.С., Пузанкова К.В., Рассказова Н.С., Рифлинг А.А., Соколова А.В., Стародубцева Т.С., Сульдина О.В., Тарасюк Е.Ю., Фёдоров М.А., Фролова Н.Н., Хабибулина Л.В., Цысс Е.С., Червякова Е.В., Червякова Л.А., Черепанова А.Н., Чернова О.Н., Шагалиева А.П., Шефер Г.И., Шоломова Е.С., Щукина И.А., Юрченко Т.С.
Кафедра математики и информатики
Аннотация:

В сборнике представлены авторские учебные задания PISA-формата, кейсы и ситуационные задачи, разработки уроков и внеурочных мероприятий, планы заседаний методических объединений, а также краткие методические рекомендации и результаты обобщения опыта в формате статей, направленные на формирование функциональной грамотности школьников в процессе обучения информатике. Представленные материалы могут быть полезны учителям информатики общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и преподавателей других общеобразовательных организаций, реализующих обновленный ФГОС. В разработке материалов для сборника принимали участие учителя информатики, руководители муниципальных методических объединений по информатике города Новосибирска и Новосибирской области.

Сибирские конференции по военной истории России
Запорожченко А.В., Баяндин В.И.
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Аннотация:

Рассматривается организация сибирских научных конференций по военной истории России. Представлены конференции, проходившие в Барнауле, Иркутске, Кемерово, Красноярске, Новосибирске, Омске, Томске в последнее десятилетие ХХ в. Описаны конференции XXI в., дается их характеристика, выявляется специфика. Рассмотрены вопросы, связанные с их тематикой и составом участников. Названы образовательные учреждения, академические институты и другие организации, участвовавшие в подготовке и проведении конференций.

Система работы с одаренными детьми: методический аспект
Погребняк Е.В.
Кафедра начального образования
Аннотация:

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме методического сопровождения интеллектуально одаренных детей. Потребность в инновационном развитии страны диктует необходимость создания условий для раскрытия потенциала одаренных детей и воспитания у них мыслительных способностей. Цель статьи — акцентировать внимание на противоречии между требованиями к высокому уровню развития потенциальных способностей детей и недостаточной разработанностью системы их поддержки. Автор анализирует проблемы, препятствующие развитию возможностей интеллектуально одаренных детей, в аспекте обучения мышлению и предлагает комплекс рекомендаций, способствующих их решению. В статье предложены идеи, как создать полноценную образовательную среду, ориентированную на поддержку детей в направлении развития их мыслительных способностей: переходить от закрытых задач к открытым; развивать формирующее оценивание; обращать внимание на проблему общения; актуализировать игровую деятельность; выстраивать взаимодействие с родителями детей; повышать квалификацию учителей. В заключение представлены выводы относительно реализации образовательного процесса в соответствии с современными тенденциями по изменению психологического портрета современного ребенка.

Система формирования и оценки жизненных компетенций у обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями
Кравец О.А., Анкудинова Н.Н.
Кафедра специального и инклюзивного образования
Аннотация:

Одним из ведущих показателей успешности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является их эффективная интеграция в общество. Добиться ее возможно только путем планомерной, продуманной коррекционно-развивающей работы и системой оценивания полученных результатов. В статье представлен подход к формированию жизненных компетенций и оценки их сформированности у обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями.

Современный урок литературного чтения: методические рекомендации
Лукашенко Н.С.
Кафедра начального образования
Аннотация:
Современный урок математики: методические рекомендации
Смолеусова Т.В.
Кафедра начального образования
Аннотация:

Раскрыты методические рекомендации по проведению современного урока математики с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.