Анализ проблем общего математического образования выявил нарушение преемственности в траектории его развития в среднем звене школы. Обоснование мер к развитию пространственного мышления учеников устанавливает целесообразность включения в содержание дополнительного профессионального образования педагогов особого модуля (на основе геометрического моделирования оригами) как «инструмента» развития пространственного мышления и глазомера - важных компонентов математических способностей. Результатами исследования служат следующие заключения: - образовательная среда с применением оригами раскрывается как комплекс педагогических условий в рамках постнеклассической парадигмы; - выявлена синергетическая сущность и личностная значимость феномена сопровождения начального образования детей практикой оригами; - дано обоснование экономически целесообразного и рационального педагогического средства, способствующего поддержанию принципа преемственности математического образования растущей личности.
Дано обоснование выбору дидактического подхода и концептуальных моделей содержания образования с целью приобщения обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. Описан опыт научно-исследовательской деятельности практикующих учителей ОБЖ, посвященный обеспечению достижения личностных результатов обучающихся, сопрягающихся с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями «патриотизм», «семья», «жизнь и здоровье», «милосердие». Представлены результаты трех научно-исследовательских работ: критериальная оценка патриотического воспитания в условиях военно-патриотического клуба, влияние семейных традиций на отношение подростков к здоровью и здоровому образу жизни, разработка практико -ориентированных заданий по первой помощи, обеспечивающих достижение комплексных результатов обучения. Научно-исследовательская деятельность учителя рассматривается как эффективный механизм повышения качества образования, в том числе в приобщении обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. Подчеркивается важная роль научного руководства и личностно -профессиональных качеств учителя.
Библиографическое описание: Габер И.В. Приобщение обучающихся к ценностям патриотизма, семьи, жизни и милосердия: опыт научно-исследовательской деятельности учителей ОБЖ Новосибирской области // Приобщение обучающихся к традиционным российским ценностям: инновационный опыт и успешные воспитательные региональные практики: сборник, отражающий теоретические основы и опыт практической деятельности по приобщению обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям / под ред. О.В. Гукаленко, И.Ю. Фроленковой. – Москва : МАКС Пресс, – 2024. – 828 с. - С. 142 - 156
Изучение коллекций искусства стран Восточной и Юго-Восточной Азии, которые в силу ряда исторических причин оказались в музеях Европы, представляет собой важную научную и методологическую проблему. Цель проекта состоит в анализе музеефикации азиатского искусства в Европейском пространстве. Изучение историко-культурных, художественных практик и анализ просветительской деятельности специализированных европейских музеев (главным образом, Германии, Великобрита- нии, Франции, Австрии, Греции, Польши, Швеции и некоторых других). Одна из задач проекта — составление карты коллекций этих музеев и создание истории их формирования. Работа объединяет преподавателей и студентов ГИ НГУ и призвана заложить основу для выявления отличительных осо- бенностей, обстоятельств, целей и потребностей азиатских коллекций в музеях за пределами Азии.
В статье рассматривается проектирование и проведение сессии для руководителей муниципальных методических объединений учителей естественных наук и географии. Задача авторов – совершенствование профессиональных компетенций учителей с акцентом на значимости читательской грамотности в обучении естественно-научным предметам и географии. Предложены практические рекомендации по разработке уроков с акцентом на развитие читательской грамотности, а также приведены примеры методических приемов. Предложенные материалы будут полезны руководителям муниципальных методических служб, руководителям образовательных организаций, слушателям курсов повышения квалификации.
В статье раскрыты основные особенности проектов по математике для начальной школы, представлен широкий спектр тематики школьных проектов по математике с учетом главных трудностей учеников при их выполнении работы и учителей при организации проектной деятельности учеников.
Авторы рассматривают основные профессиональные заболевания людей речевых профессий, их причины и меры профилактики. Приводятся комплексы упражнений для улучшения артикуляции.
В статье актуализируется проблема обеспечения психологической безопасности образовательной среды в современных условиях. Рассмотрены общие позиции по структуре, типам, функциям, уровням образовательной среды, выделены признаки безопасности, приведены основания для классификации опасностей, обозначены риски, угрозы и ресурсы безопасности в контексте психологического аспекта образовательной среды и законов саморегуляции сложных систем. Делается вывод о том, что выполненный анализ необходим для отбора содержания и технологических средств при проектировании деятельности по обеспечению психологической безопасности образовательной среды.
Библиографическое описание: Габер, И. В. Психологическая безопасность образовательной среды: содержание и внутренняя структура / И. В. Габер // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2018. – Т. 18, № 3. – С. 129-136. – EDN YKZVWX.
В статье рассматриваются особенности построения и реализации методической работы с педагогами в условиях актуальной ситуации цифровизации образования. Цель исследования – определить психологические аспекты методической работы с педагогом в условиях цифровой трансформации образования. Актуальность темы обусловлена возрождением значимости научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Российской Федерации и поиском эффективных приемов, методов работы с педагогами на разных уровнях методической поддержки. Оригинальность исследования заключается в попытке выделения психологической составляющей данной работы на разных уровнях методической поддержки педагога. Специфика ситуации цифровой трансформации образования требует усиленного внимания к компетенциям педагогических работников и мягким (гибким) навыкам, в частности к цифровым компетенциям и его личностным качествам, познавательным возможностям и способностям к адаптации в условиях быстрой смены составляющих системы обучения. Методология исследования опирается на работы в области цифровой трансформации образования и практические исследования построения методической работы в Российской Федерации, исследования цифровых компетенций. Результатом исследования является выделение необходимых направлений психологической работы методиста с педагогом в системе наставничества, а также на уровне муниципалитета и региона.
Конспекты лекций составлены в соответствии с требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы по психолого-педагогическому модулю. Пособие содержит теоретический материал и диагностические методики, позволяющие совершенствовать профессиональную компетентность учителя математики. Издание адресовано слушателям повышения квалификации, учителям математики средних школ, гимназий, лицеев.
Методические рекомендации описывают систему психолого-педагогической диагностики, разработанной под руководством кафедры охраны здоровья, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры и спорта ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, которая была апробирована в процессе инновационной деятельности МБОУ Новосибирского района Новосибирской области «Новолуговская СШ No 57», действовавшей как федеральная инновационная площадка с 2017/2018 по 2020/2021 учебные годы по теме «Модернизация технологий и содержания образования в целях формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни воспитанников и обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО». Опыт и результаты инновационной работы были представлены, одобрены и рекомендованы к тиражированию в рамках различных образовательных мероприятий на региональном и всероссийском уровнях, в странах ближнего и дальнего зарубежья в рамках «Межрегионального сетевого партнерства: учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность» (программа УНИТВИН ЮНЕСКО), а также в рамках деятельности Научного совета по проблемам экологического образования и сетевой кафедры ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире» при ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» совместно с Общественным советом базовой организации государств стран СНГ по экологическому образованию (г. Минск, Республика Беларусь).
В методических рекомендациях представлены результаты инновационной деятельности школы, а также психолого-педагогический инструментарий, который восполняет дефицит школьного инструментария по оценке результатов экологического образования в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Представленный инструментарий позволяет оперативно получать объективную информацию об эффективности апробируемых методических и дидактических материалов, разрабатывать рекомендации по дальнейшему развитию учебно-воспитательного процесса в области формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Библиографическое описание: Габер, И. В. Психолого-педагогическая диагностика результатов деятельности школы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: методические рекомендации для педагогических работников общего образования / И.В. Габер, И.Б. Земцева // Новосибирский ИПКиПРО. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2022. – 108 с.