Войти
Новосибирский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования

Отдел музея истории образования

Новости
27 сентября 2022
Урок длиною в жизнь: выставка к 95-летию Якова Романовича Розенфельда
27 сентября 2022
Открылась выставка к 85-летию Алексея Ивановича Бороздина «Необучаемых детей не бывает»
27 сентября 2022
Благородное призвание
23 сентября 2022
Музей истории развития образования приглашает на экскурсии
19 сентября 2022
Музей истории развития образования наметил перспективы работы
24 августа 2022
В регионе создается ММО руководителей школьных музеев
17 июня 2022
Музей НИПКиПРО приглашает на выставку «На тарелочке с голубой каёмочкой»
19 мая 2022
В НИПКиПРО открылась выставка, посвященная 100-летию пионерии
В главном корпусе института, на  втором этаже, открылась выставка «Красный галстук из скромного ситца», посвященная 100-летию Всесоюзной пионерской организации или Дню пионерии, пионерскому движению, его целям и задачам.
6 мая 2022
«Учителя – защитники Отечества» в материалах Музея истории развития образования
Специалисты Музея истории развития образования НИПКиПРО создали видеоролик, посвященный учителям – защитникам Отечества. В ролике представлена лишь небольшая часть фотоматериалов педагогов – ветеранов Великой Отечественной войны из фондов музея.
Стратегия деятельности
  • Сохранение и актуализация историко-культурного наследия Новосибирской области и города Новосибирска.
  • Профессионально-личностное развитие работников образования в области музееведения и музейной педагогики.
  • Разработка, апробация, внедрение современных идей, технологий, музееведческих практик в работу образовательных учреждений и т.д.
  • Инициирование программ и проектов развития музейной деятельности в образовательных учреждениях.

Основные задачи деятельности
  • Поиск, хранение, учет, исследование предметов истории развития образования.
  • Повышение роли музеев образовательных учреждений в воспитании учащихся, вовлечение руководителей музеев в исследовательскую деятельность.
  • Создание оптимальных условий для повышения профессиональной компетенции работников образования, руководителей музеев образовательных учреждений.
  • Воспитание музейной культуры у различных групп музейной аудитории.

Направления реализации задач
1. Консультативная деятельность
  • Информационное, учебно-методическое сопровождение педагогической деятельности в области музееведения и музейной педагогики.
  • Консультирование работников образования по вопросам деятельности музея в образовательном пространстве учреждения, района, региона.
2. Информационная деятельность
  • Создание областного педагогического банка информации по музееведению и музейной педагогике.
  • Формирование банка данных базовых образовательных учреждений города и области по музееведению и музейной педагогике.
  • Удовлетворение потребностей работников образования в информации о современных тенденциях в области музееведения и музейной педагогики.
3. Инновационная и опытно-экспериментальная деятельность
  • Изучение, координация инновационной деятельности в образовательных учреждениях в области музееведения и музейной педагогики.
  • Обобщение и содействие внедрению передового педагогического опыта музеев образовательных учреждений в области музееведения и музейной педагогики.
  • Консультирование работников образования по вопросам музееведения и музейной педагогики  при разработке инновационных программ, аттестационных работ.
4. Организационно-методическая работа
  • Научно-методическое руководство работой педагогов по вопросам формирования музейно-педагогического пространства.
  • Изучение, координация деятельности методических служб по вопросам музееведения и музейной педагогики, обеспечения музейно-педагогической деятельности в образовательных учреждениях в области музееведения и музейной педагогики.
5. Научно-исследовательская и научно-методическая работа по темам:
  • «Исследовательская работа при составлении научного каталога музейного фонда».
  • «Формирование музейно-педагогического пространства».
  • «Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста с использованием музейных средств».
  • «Музей истории развития образования – центр повышения квалификации и переподготовки работников образования».
  • «Музейно-педагогический аспект в системе специального образования».
6. Образовательная деятельность
  • Повышение квалификации педагогических кадров (преподавателей гуманитарных дисциплин, классных руководителей, педагогов-организаторов, руководителей школьных музеев, заместителей директоров по воспитательной работе и других работников образования) по музееведению, музейной педагогике с учётом ФГОС.
  • Диагностика потребностей педагогических кадров и образовательных учреждений в повышении квалификации, оценка эффективности постдипломного обучения по вопросам музееведения, музейной педагогики.
  • Организация культурно-образовательных программ для подрастающего поколения, в том числе и через организацию досуга учащихся школ, профессионально-технических училищ, студентов средних специальных и высших учебных заведений, детей дошкольного возраста.
  • Организация работы «Школы музейной культуры».

Проводятся комплекс-уроки «Пробы-пера» (славянская письменность с практическим применением гусиного пера.)

Из истории

18 мая 1992 года, в международный день музеев по инициативе ветеранов педагогического труда на основании Приказа областного отдела образования и при поддержке НИПКиПРО был открыт музей истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области. За это время, начатый с нуля музей истории народного образования превратился в учреждение, уникальность которого на сегодняшний день состоит в том, что он выполняет функции:

  • научно-методического центра в области музееведения и музейной педагогики для работников образования
  • центра повышения квалификации и переподготовки педагогов и руководителей образовательных учреждений
  • центра сопровождения опытно-экспериментальной деятельности в области музееведения и музейной педагогики в образовательных учреждениях
  • центра работы с учителями: молодыми начинающими специалистами, творческими учителями, ищущими новые формы и методы работы, с педагогами – ветеранами педагогического труда.

При этом музей истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области не перестаёт быть музеем в его классическом понимании и исполняет основные музейные функции. За годы своего существования музей собрал более 20 000 единиц хранения, в том числе более 5000 единиц основного фонда, в состав которого входят документы, фотографии, личные вещи, книги рассказывающие об истории создания системы образования в Сибирском регионе (архив К.И. Воронцовой, кавалера двух орденов Ленина, Заслуженного учителя школы РСФСР, выпускницы Колыванской церковно-приходской школы и двухгодичных учительских курсов в г. Томске), Новосибирской области (рукописная летопись Колыванской церковно-приходской школы, архив Конониченко, героя Социалистического труда СССР Т.П. Комаровой, В.А. Костяева – Заслуженного учителя школы РСФСР), г. Новосибирске (архив В.В. Магро, участника Великой Отечественной войны, орденоносца создателя системы образования в современном Советском районе г. Новосибирска (ранее – Академгородок СО АН СССР), архив Плисова А.О., в 1980-х годах – директора одной из самых крупных школ в СССР, архив Заслуженного учителя школы РСФСР Ф.И. Анисичкина, кавалера орденов Ленина и звезды Героя СССР). В 2014 году поступило несколько книг об истории образования в многих районов области, подготовлена и выпушена книга об учительских династиях. Фонды музея пополнились архивом первого заслуженного учителя Сузунского района и автора учебников и пособий по математике Руденко Валентины Николаевны.

Музей работает согласно своей научной концепции, утверждённой Учёным советом НИПКиПРО, реализуя свои функции по всем направлениям деятельности:

  • В ходе научно-фондовой деятельности происходит пополнение фондов и их научная обработка, создание электронного каталога Традиционно, говоря о культурно-образовательной деятельности музея в первую очередь имеют в виду экскурсии или экскурсионную деятельность. Необходимо отметить, что несмотря на достаточно узкий профиль музей успешно работает с разными категориями посетителей ( по численности, по возрасту, по социальному статусу, роду занятий и т.д.). Многие годы на базе музея работают музыкальная и литературные гостиные, мероприятия которых за последние 7 лет посетило около 10000 человек – жителей г. Новосибирска и Новосибирской области, (участники литературной гостиной, например, посещают Шукшинские чтения в с. Сростки Алтайского края, музеи Новосибирской области и соседних областей, а участники музыкальной гостиной знакомят и знакомятся с творчеством учителей – поэтов и композиторов).
  • Музейные предметы, наиболее ярко иллюстрирующие и рассказывающие о процессе создания образовательной системы в крае, области, городе размещены в пяти залах постоянной экспозиции, общей площадью 450 кв.м. Кроме этого музей имеет выставочный зал. Вот темы некоторых выставок, проведённых музеем: «Персональная выставка работ Л.И. Боровикова, заведующего кафедрой педагогики Новосибирского ИПКиПРО», «Выставка детского творчества «Салют, Победа», «Музейное пространство образовательных учреждений  районов  Новосибирской области», «Хранители памяти ( о музейных работниках в школах)», «Персональная выставка Сибирского кадетского корпуса», «Персональная выставка Велесовой Светланы Власовны, педагога – этнолога «Кто в куклы не играл – тот жизни не познал», «Персональная выставка работ Бирюковой Светланы Николаевны, художника – этнографа «Этно», Персональная выставка Гариной Алёны Анатольевны «Советская игрушка – ностальгия и вдохновение», «Женский экспресс», «Горизонты профессии», «Учительские династии», «Личность учителя на фоне эпохи», «Вехи истории», «История русской школы» и др. Ежегодно в конце февраля  проходит открытая межрегиональная конференция по музейной педагогике, в которой принимают участие учёные, руководители школьных музеев, директора и заучи школ сибирского региона.
  • Научно-исследовательская деятельность в музее ведётся, в ходе исследования и научного описания вновь поступивших музейных предметов и в ходе научного проектирования экспозиции. Фонды музея используются сотрудниками музея, работниками образования для написания научно-исследовательских работ, аспирантами различных городов Сибири: Омска, Томска, Барнаула, Новосибирска и др. В архив музея обращаются журналисты, студенты, учащиеся, педагоги.

Приглашаем всех желающих посетить наши экспозиционные и выставочный залы, принять участие в пополнение фонда Музея.

Услуги музея
  • Повышение квалификации, индивидуальное и групповое консультирование, стажировки и проведение семинаров, круглых столов, конференций по направлениям деятельности музея.
  • Методическое сопровождение, научное руководство при разработке инновационных педагогических технологий.
  • Подготовка и проведение экскурсий согласно профилю музея. 
Услуги Категория слушателей Сроки
Экскурсии:
  • «История образования: дошкольного, школьного, дополнительного, профессионального, музыкального»
  • «Работники образования в годы Великой Отечественной войны»
  • «История русской школы»
  • «Образование в г. Новосибирске в годы Великой Отечественной войны»
Работники образования всех категорий.
Ветераны войны и труда.
Учащиеся школ, ПТУ, ССУЗов, ВУЗов.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Родители, общественность учреждений образования.
В течение года.
Часы работы
09:00-17:00
Без перерыва на обед
Пятница - до 13:00
Выходные дни:
суббота, воскресенье.
Музыкальная гостиная Работники образования, ветераны педагогического труда, учащиеся школ, студенты ССУЗов, ВУЗов. В течение года.
Встречи в Клубе ветеранов педагогического труда
День учителя, Старый Новый год, День Победы, День рождения музея
Работники образования, ветераны педагогического труда, учителя школ и педагоги УДОД. Октябрь.
Декабрь.
Май.

Адрес: 630052, г. Новосибирск, ул. Обская, 141.  Телефон (383) 269-42-22

Дополнительная информация:

Адрес Музея: 630083, г. Новосибирск, ул. Обская, 141.
Телефон: (3832) 269-42-22
E-mail: asl@edu54.ru
Проезд: автобусы №2, №12, №21, ост. завод "Труд".
Режим работы: ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 10-00 до 17-00.