Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2020 г. Образование как важнейший объект «мягкой силы»


2020 г. Образование как важнейший объект «мягкой силы»

Печать

Появление понятия «мягкой силы» в начале 90-х годов прошлого века связано со многими международными событиями, когда агрессивные страны военным путем не могли реализовать разрушительные планы. Вот здесь и появляется невоенное влияние на другие государства путем создания в глазах других народов позитивного образа своей страны и, непременно, показ негативных (как правило сфабрикованных) сторон того государства, против которого направлено влияние, что должно обеспечивать его ослабление вплоть до разрушения.

Объектами «мягкой силы» становятся самые разнообразные направления (уровень жизни граждан, правовая справедливость, социальная защищенность, культура, образование, медицина, все виды производства, положение детей, женщин, стариков и т.д.). Таким образом, «мягкая сила» становится новым видом оружия массового поражения.

Безусловно, ведущим объектом для негативных оценок и влияния является Российское образование. Его высокий уровень как по содержанию, так и организационным формам в СССР был общепризнан на мировом уровне в связи с чем было очень сложно отрицательно его оценивать.

После развала СССР появилась возможность негативно влиять на различные изменения в российском образовании. Влияние на образование, как правило, осуществлялось и осуществляется путем использования внутренних сил России, т.е. путем внутренней «мягкой силы». К примеру, вспомним соросовские центры и стипендии российским учителям.

Результаты такого влияния уже очевидны. Так, значительно снизился уровень обученности детей массовых школ в области естественнонаучных дисциплин и математики. В этом направлении пока достаточно высокий уровень подготовки детей остается в специализированных школах и классах, но стали высказываться предложения о возможном их закрытии за ненадобностью.

Всем хорошо известны проблемы с программами и учебниками по истории. Вызывает тревогу пришедшая к нам и уже обсуждаемая как инновация на конкурсе «Учитель года» установка на то, что каждый ребенок должен изучать в школе только то, что ему пригодится в жизни. Нет смысла комментировать этот чрезмерный прагматизм.

Вместе с тем наиболее интересные, дающие весьма положительный результат идеи российского образования не приживаются в своих школах, но успешно перекочевывают в другие страны и выдаются как их инновации (идея генерализации знаний, коллективный способ обучения, учение как исследовательская деятельность и т.д.). Даже незначительного количества рассмотренных выше фактов (а их гораздо больше) достаточно, чтобы озаботиться сохранением идентичности статуса российского образования.

Безусловно, все передовое в образовании за рубежом необходимо использовать, как и передавать свой опыт за рубеж, но при сохранении с той и другой стороны авторства. Но прежде всего крайне необходимо знать все сильные стороны нашего российского образования. Коренным образом всем работникам образования изменить отношение к российским научным психолого-педагогическим исследованиям, обеспечивая их постоянное обсуждение с последующим повсеместным внедрением в образовательную практику результатов этих исследований. Главную роль в этом мероприятии должны выполнять управленцы от образования на всех уровнях.

Сибирский учитель, № 5 октябрь 2020

Обновлено 20.01.2021 15:45 Просмотров: 323
 

Проектирование ДОП в условиях реализации проекта "Успех каждого ребенка"

Вебинары и он-лайн трансляции

  • Кабинет вебинаров и видеоконференций
  • Главный корпус Учебный корпус
    Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


    Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2020 г. Образование как важнейший объект «мягкой силы»