Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2020 г. О профессиональной недостаточности работников образования и путях ее устранения


2020 г. О профессиональной недостаточности работников образования и путях ее устранения

Печать

Термин «недостаточность» чаще встречается в медицине и относится к тем многочисленным заболеваниям, которые носят стабильный и продолжительный характер. По аналогии допустимо этот термин использовать и в других отраслях, когда та или иная негативная деформация в социально-экономическом, морально-нравственном, управленческом, научно-образовательном, культурно-эстетическом и других аспектах носит продолжительный, стабильный, с большим напряжением разрешаемый характер.

В системе общего образования, с каких бы сторон мы ее не рассматривали, ключевым, доминирующим фактором, обеспечивающим надлежащее качество обучения и воспитания детей, является профессионализм как учителей, так и других работников этой системы. Можно построить прекрасные современные школы, снабдить их суперсовременным учебным оборудованием, обеспечить комфортный подвоз детей из отдаленных сел, но если при этом квалификация учителей, управленцев и других работников образования имеет серьезные пробелы, то качество учебно-воспитательной работы будет далеко от желаемого.

Отметим часто встречающиеся и охватывающие широкий круг работников общего образования негативные стороны их профессионализма.

1. В области научно-предметного профессионального уровня учителей и других работников образования наметилась тенденция к ограничению их знаний только в рамках школьных учебников, которыми пользуются в данной образовательной организации или регионе. И это несмотря на то, что в педвузах научные факты, положенные в основу школьных учебных курсов изучаются довольно глубоко, но по окончании их изучения и после сдачи соответствующих зачетов и экзаменов в силу различных обстоятельств об этих знаниях учителя забывают и содержательно для многих педагогов ключевыми являются только школьные учебники.

Что же касается вопросов воспитания учащихся, то четкой картины в этом направлении в сознании работников образования не прослеживается. Особенно ситуация с профессиональными навыками в области предметных учебных курсов и воспитательной деятельности усугубилась после введения ЕГЭ и, соответственно, «погоней» за баллами.

2. В области частных дидактик, как и общей дидактики, в профессиональной деятельности работников образования обозначился застой. Во многих случаях доминирует пятиэлементный урок на основе авторитарно-пассивных форм организации учебной деятельности учителя и учащихся.

В связи с этим организационным однообразием интерес у учащихся к учебному процессу падает. Для нынешних реформаторов образования дидактика становится нарицательной.

3. Очень важным аспектом профессиональной составляющей работника образования является коммуникативная сторона его деятельности. От умения учителя общаться с учащимися, их родителями, коллегами по работе, а управленцев от образования — с соответствующими работниками и особенно с учителями, зависят уровень мотивации в профессиональной деятельности и, безусловно, результат. Исследования показывают, что в практике образования доминирует назидательно-авторитарный стиль общения учителей с учащимися, а управленцев с руководителями образовательных организаций, которые в свою очередь таким же образом общаются с учителями. Такая коммуникация приводит к серьезным мотивационным проблемам и низкому качеству труда.

Указанные выше недостатки в трех направлениях профессионализма работников образования особенно значимы, и в этом случае актуально утверждать о профессиональной недостаточности.

Для решения проблем с профессиональной недостаточностью требуется комплексная, непрерывная работа. Безусловно, это постоянные встречи с учеными в науках из области школьных учебных предметов, с учеными в области теории воспитания, дидактики, современных технологий обучения, юристами. В этом плане необходимы специальные семинары. Рост квалификации работников образования должен основываться на проектном подходе, когда предусмотрены все проблемы в профессионализме данного специалиста, выделены задачи по росту квалификации, пути их решения, методы отслеживания результатов и с обязательной защитой проекта с присвоением того или иного уровня квалификации.

Журнал «Сибирский учитель», № 4, август.

Обновлено 01.09.2020 11:10 Просмотров: 733
 

Проектирование ДОП в условиях реализации проекта "Успех каждого ребенка"

Вебинары и он-лайн трансляции

  • Кабинет вебинаров и видеоконференций
  • Главный корпус Учебный корпус
    Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


    Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2020 г. О профессиональной недостаточности работников образования и путях ее устранения