Наш институт Слово ректора Научные труды В.Я. Синенко


2017 г. НЕОБХОДИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА

Печать

Сколько существует общее образование как социальный фактор, столько обсуждается проблема профессионального роста учителя. Дискуссионными всегда были и остаются вопросы организации работы над ростом профессионализма учителя (непрерывность, оценка и самооценка профессионализма, аттестация учителей, различные профессиональные конкурсы и т. д.), различные формы процесса профессионального роста (самообразование, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, аспирантура, различные конференции, семинары и т. д.), содержание учительского роста (предметное, психолого-педагогическое, культурно-эстетическое и т. д.).

Вместе с тем, существует одно очень серьезное обстоятельство в профессиональном росте учителя. Это процесс руководства, управления этим ростом (региональными и муниципальными органами, администрацией образовательных организаций, методическими службами). Проблема весьма сложная, дискуссионная. К сожалению, на сегодняшний день повышение уровня профессионализма учителя является в большинстве случаев «его личным делом», только его ответственностью.

Однако практика показывает, что те образовательные организации, в которых отлажена система учительского роста, когда повышение квалификации учителей является объектом пристального внимания руководителей организаций, как правило, добиваются высокого качества образования.

Существует три необходимых условия для эффективного управления системой учительского роста (в том числе и повышения квалификации):

˗ этапность системы повышения квалификации;

˗ цикличность;

˗ каскадность.

Этапность, как центральное звено в этих условиях, обеспечивает осознанное, обобщенное структурирование процесса работы учителя по совершенствованию своего профессионального уровня; цикличность обеспечивает повторяемость системы этапов, каждый раз на более высоком уровне; каскадность позволяет от этапа к этапу (как в непрерывном потоке) сохранять и обогащать основные элементы учительского роста.

Исследования и практика позволяют сделать вывод о том, что в качестве этапов для эффективной работы по обеспечению профессионального роста учителя необходимо и достаточно реализовывать три составляющие:

˗ предкурсовой этап (когда учитель определяет направление работы над своим профессиональным ростом, составляет проект этого роста);

˗ теоретико-практический этап (курсы, когда учитель под руководством преподавателей реализует намеченный на первом этапе проект и в конце курсовой подготовки защищает его);

˗ внедренческий этап (учитель в послекурсовой период демонстрирует путем публичных семинаров, мастер-классов т. д. то, что он освоил в ходе курсовой подготовки).

В дальнейшем обязательно появятся проблемные места в профессионализме учителя, и вновь (уже на более высоком уровне) цикл из трех этапов повторится.

Что же касается цикличности и каскадности, то они обеспечивают эффективность и непрерывность в реализации указанных выше этапов, но центральным звеном в рассмотренных условиях являются эти три этапа. Как раз на первом и третьем этапах и обеспечивается руководство, управление ростом учительского профессионализма (методическими службами, администрацией образовательной организации, руководством муниципальных и региональных органов образования). Без этих этапов система повышения квалификации как важнейший фактор учительского роста теряет смысл.

Журнал "Сибирский учитель", № 5 (114) 2017 г.

Просмотров: 1066
 

Вебинары и он-лайн трансляции

Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


Наш институт Слово ректора Научные труды В.Я. Синенко