Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2019 г. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ


2019 г. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Печать

К сожалению, дидактически и математически четко сформулированного определения цифровизации образования не существует, хотя об этом много говорят наразличного уровня форумах, конференциях, семинарах и т. д.

Что является носителем цифры? Где она заложена?

Вспомним появление станков с ЧПУ (числовым программным управлением): на качественных картонных картах были на той или иной цифре выбиты прямоугольной формы отверстия, которые позволяли кодировать работу станка.

В военном деле специальные закодированные на различных цифрах устройства позволяли (и позволяют) весьма точно задавать траекторию снарядов и ракет. В системе образования, к примеру, цифровое кодирование информации (как для обучения, так и для контроля) осуществлялось с помощью перфокассет. В этом плане наиболее оптимальной, «ветвистой» была признана на общегосударственном уровне кассета Б. М. Коваля.

С появлением компьютеров, в основе функционирования которых заложена двоичная цифровая система, многие из цифровых устройств были заменены компьютерной техникой. Таким образом, недавно введенное понятие «цифровизация» имеет давние основания во многих отраслях, и поэтому некорректно говорить о том, что это абсолютно новое, только что возникшее направление в развитии многих отраслей, в том числе и в образовании. Информатизация образования и последующая его компьютеризация по существу и определили фундаментальную основу цифровизации учебно-воспитательного процесса.

Самым большим заблуждением в системе образования является то, что достаточно насытить школы компьютерной техникой как основным носителем цифры с соответствующими программами и цифровизация обеспечит высокий уровень обученности детей. Так считают некоторые «светлые головы», предлагая отказаться от урока, от школы как таковой, а значит, и от учителя. Они считают, что только дистантное обучение на основе цифровизации позволит ребенку самостоятельно в домашних условиях познать мир, приобрести необходимые знания и навыки и дистантно продемонстрировать свои компетентности, получив ту или иную отметку. Это крайне некорректное и опасное предположение, разрушающее всю систему образования. Во-первых, на сегодняшний день нет каких-то даже самых современно оцифрованных систем, которые смогли бы заменить учителя. Ребенок только тогда успешно учится, успешно развивается, когда он чувствует при этом плечо наставника. Когда при максимально доминирующей самостоятельности ребенка он имеет возможность пообщаться с более подготовленным собеседником и, особенно, обеспечить рефлексию. Родители этого сделать не смогут по ряду причин (отсутствие профессиональных компетенций, необходимость где-то работать и т. д.). Следовательно, необходимы будут репетиторы, а это далеко не каждой семье доступно.

Во-вторых (и это очень важно), учебно-воспитательный процесс дает положительные результаты, если дети общаются в коллективе. Существуют теоретические исследования, показывающие высокую эффективность коллективной мыследеятельности. В этом случае воспитание детей обеспечивается при их взаимодействии как в ходе овладения новыми знаниями, так и формировании необходимых духовных и нравственных начал. Дети крайне нуждаются в эффективной социализации. Ясно, что только компьютеризацией (цифровизацией) решить эти проблемы невозможно.

Цифровизация (компьютеризация) является важным современным средством учебно-воспитательного процесса при условии его правильного использования. Но средством не единственным.

Журнал "Сибирский учитель", № 1 (122) 2019 г.

Обновлено 19.02.2019 13:00 Просмотров: 387
 

Вебинары и он-лайн трансляции

Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2019 г. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ