Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2018 г. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ


2018 г. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Печать

Все, что бы мы ни рассматривали в системе общего образования, так или иначе связано с уровнем профессионализма учителя. А это и владение учителем теоретическими знаниями в учебно-предметных областях, а также практические навыки разностороннего использования этих знаний, и уровень психолого-педагогической подготовки учителя, его коммуникативные и культурно-эстетические стороны личности и т. д.

Тем не менее, когда говорят о профессиональном уровне учителя, то в подавляющем большинстве случаев имеют в виду только его знания и навыки в области того или иного школьного предмета. Это необходимый, очень важный аспект, но далеко не достаточный!

По существу это и есть основной миф о профессионализме учителя: достаточно хорошо знать учебный предмет, а все остальное потом появится в ходе учительской деятельности. Существует сколько угодно примеров, когда только прекрасного владения содержанием школьного предмета не достаточно.

Еще один миф касается уровня знаний и навыков учителя в области школьного учебного предмета. Последние проверочные работы среди учителей математики, информатики, истории, экономики, русского языка и литературы показали, что от половины до четверти учителей не справились с этими работами. Как же учителя с такими знаниями получили весьма высокие результаты при сдаче их учащимися ЕГЭ по этим предметам? Оказалось, что сами задания для учителей были некорректны, по словам Министра просвещения РФ О. Ю. Васильевой, «от начала и до конца». Но факт таких результатов выполнения работ перерос в устойчивый миф и приводится во многих газетах и телепередачах, сопровождаясь репликами типа «кто же учит наших детей…».

Устойчивым мифом, касающимся профессионализма учителей, является укоренившаяся в стране система повышения их квалификации. Почему-то считается, что достаточно учителю только явиться в определенное время на курсы и за него все решат: чему учить и в каких объемах. И, как правило, преобладают пассивно-авторитарные формы работы (учителя выступают в роли пассивных слушателей, а преподаватели — авторитарны). Безусловно, такая форма работы с учителем имеет право быть и, нередко, бывает весьма интересна и полезна. Однако доминировать она не должна. Это во-первых, а во-вторых, учитель должен под руководством методических служб, администрации школ составлять проект своего профессионального роста, полагать его в основу содержания курсов повышения квалификации и после защиты проекта по окончании курсов, обеспечить систему мастер-классов для коллег по работе, чтобы продемонстрировать рост своего профессионализма.

К такой системе повышения квалификации постепенно переходят передовые учреждения дополнительного педагогического образования.

В системе образования в последнее время в качестве общения руководства системы (школой, органом образовательной власти, другой образовательной организацией) и работника ниже рангом стал нормой повышенный (агрессивный) тон разговора. Это обусловлено очередным мифом, что только таким путем можно добиться качественной высокопрофессиональной деятельности работника образования (особенно учителя). Повышенный, угрожающий тон разговора исходит от слабости, неуверенности руководителя, от неумения общаться с подчиненными. К сожалению, нередко такой стиль общения переносится от учителя и на учащихся. Только взаимоуважение и профессиональное сотрудничество могут развеять данный миф.

Можно было бы еще много говорить о негативных мифах, которые пустили отрицательные корни в систему профессионализма учителя и всех работников образования, перерастая в традиционную реальность. Основной целью организаторов и руководителей общего образования должно стать изъятие негативных, устоявшихся мифов, их перевоплощение в позитивную реальность.

Журнал "Сибирский учитель", № 6 (121) 2018 г.

Обновлено 18.12.2018 13:20 Просмотров: 307
 

Вебинары и он-лайн трансляции

Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2018 г. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ