24.10.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Пленарное заседание межрегионального семинара "Технология поддержки школ, находящихся в сложных условиях: опыт регионов"" | 24.10.2018 в 06:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Проектная сессия 1 (agile-дебаты): Миссия выполнима: эффективное управление «Школами роста»" | 24.10.2018 в 06:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Проектная сессия 2: Реализация ООП ООО: актуальные вопросы разработки и способы их решения для школ с низкими результатами обучения." | 24.10.2018 в 06:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Проектная сессия 3: Три года реализации проекта по поддержке школ с низкими образовательными результатами: итоги, успехи, новые возможности." | 24.10.2018 в 06:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Проектная сессия 4: Возможности IT-технологий для формирования нового качества обучения в школах с низкими образовательными результатами." | 24.10.2018 в 06:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Проектная сессия 5: Инклюзия как риск: управление качеством образования детей с ОВЗ в массовой школе." | 06.11.2018 в 04:00 по московскому времени запланирована межрегиональная олимпиада "Межрегиональная олимпиада "Учитель - Профессионал" (учитель биологии)" | 06.11.2018 в 04:00 по московскому времени запланирована межрегиональная олимпиада "Межрегиональная олимпиада "Учитель - Профессионал" (учитель географии) " | 06.11.2018 в 04:00 по московскому времени запланирована межрегиональная олимпиада "Межрегиональная олимпиада "Учитель - Профессионал" (учитель физики) " | 06.11.2018 в 04:00 по московскому времени запланирована межрегиональная олимпиада "Межрегиональная олимпиада "Учитель - Профессионал" (учитель химии) " |
Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2018 г. О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СИСТЕМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


2018 г. О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СИСТЕМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Печать

В ближайшее время мы получим документы по реализации нового приоритетного нацпроекта «Образование». Согласно этому проекту, к 2024 году Россия должна войти в десятку стран с лучшим в мире образованием.

Советско-российское общее образование во второй половине и, особенно в 70–80-е годы, ушедшего века в мировой образовательной практике всегда занимало приоритетные позиции. Особенно выделялся по сравнению с образованием других государств теоретический уровень его содержания, что повлекло за собой появление концепции «Практическая направленность общего образования». Нельзя сказать, что и в нынешнее время наше общее образование находится на «задворках» мировой системы образования. Достаточно посмотреть на результаты международных олимпиад. Ведь важно знать следующее: а) заинтересованы ли международные эксперты в том, чтобы считать наше образование в числе передовых, даже если оно этого и достойно; б) каковы критерии этой внешней оценки, соответствуют ли они задачам нашего общего образования.

Тем не менее, абсолютно верно, что задача войти в десятку стран с лучшим в мире образованием поставлена. В связи с этим рассматриваются стратегические направления развития российского образования, которые будут отражены в ожидаемых документах. Сейчас идет обсуждение этих направлений, ввиду чего возникают некоторые вопросы.

Так, рассматривая проект «Цифровая школа», утверждается необходимость обеспечения не только электронных дневников, но и онлайн-уроков, электронных учебников, виртуальных лабораторий и экскурсий, владения школьниками информационными и компьютерными технологиями (вплоть до умения написать программу) и т. д.

А разве в нынешних школах (пусть не во всех, особенно в «глубинке») это отсутствует? И есть ли необходимость заменить натурные лаборатории и, соответственно, эксперимент виртуальными?

Если бы это отсутствовало, то завоевали бы наши дети золотые и серебряные медали на международных олимпиадах по информатике,в том числе и программированию? Видимо, здесь есть смысл говорить о преемственности между достигнутым состоянием в «цифровизации школы» и перспективами ее развития.

Предлагается в качестве альтернативы традиционным урокам обеспечивать приобретение школьниками знаний в ходе их исследовательской деятельности. А разве идеи многочисленных ученых в области развития творческих исследовательских способностей учащихся (во второй половине XX века) уже не в счет? Ведь многие идеи успешно внедрены в школьную практику.

Нынешние реформаторы предлагают еще одно, как они называют, новшество и «замечательной идеей». Школьники 6–11-х классов смогут опробовать любую профессию, чтобы было легче определиться с будущим выбором. Но ведь еще лет 40 назад были организованы учебно-производственные комбинаты, в которых все школьники знакомились и даже осваивали различные профессии,а на промышленных, сельскохозяйственных и даже научных предприятиях создавалась возможность попробовать учащимся соприкоснуться с рядом профессий.

Можно привести еще ряд примеров, когда предполагаемые идеи, целые направления на том или ином уровне уже существовали или даже существуют. Это не означает, что от этих идей следует отказаться. Как раз они важны и актуальны, но здесь должен быть в основу положен принцип преемственности, сопровождающийся анализом и выводами из ранее внедренных однородовых концепций. При этом из этических соображений (и не только этических!) следовало бы использовать такие обороты, как «учитывая опыт…», «опираясь на разработку…», «беря за основу…» и т. д. В этом случае будет ясно отношение авторов новых идей к прошлому опыту.

Журнал "Сибирский учитель", № 5 (120) 2018 г.

Просмотров: 140
 

Вебинары и он-лайн трансляции

Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2018 г. О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СИСТЕМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ