27.09.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Межрегиональная конференция «Эффективные практики профильного обучения по предметам «Биология», «Химия», «Физика» в специализированных классах»" | 27.09.2018 запланирован семинар по теме "Всероссийский семинар-совещание руководителей и педагогических работников образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с нарушениями слуха (27-28 сентября 2018)" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "2" по программе "Геймификация образовательного процесса средствами онлайн-сервисов для организации деятельностного подхода (ФГОС ОО)" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "1" по программе "Методика формирования регулятивных компетенций младших школьников" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "2" по программе "Методика формирования коммуникативных компетенций младших школьников" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "1" по программе "Методика формирования компетенций смыслового чтения младших школьников" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "2" по программе "Формирование метапредметных компетенций обучающихся при реализации ФГОС СОО" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "1" по программе "Естественнонаучная грамотность как основополагающая метапредметная компетентность" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "2" по программе "Арттехнологии в сохранении здоровья учителя и учащихся в информационно-образовательной среде" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "2" по программе "Профессиональная ориентация и самоопределение школьника в информационно-образовательной среде учреждения общего образования" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "2" по программе "Развитие у обучающихся контекстного мышления: смысловое чтение и активное слушание" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "2" по программе "Проблемы и перспективы достижения метапредметных результатов в обучении иностранным языкам" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "2" по программе "Технологии организации деятельности учителя физической культуры в сетевых сообществах" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "2" по программе "Содержание и технологии преподавания физической культуры обучающимся с отклонениями в состоянии здоровья при реализации ФГОС" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "2" по программе "Проектирование и реализация индивидуальных учебных планов в образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "2" по программе "Моделирование занятий в системе внеурочной деятельности: особенности структуры и содержания" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "2" по программе "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике средствами УМК разных авторов" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "1" по программе "Письменная контрольная работа по математике как средство оценки познавательных УУД" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "2" по программе "Формирование умений проектной деятельности в обучении школьников математике по ФГОС ОО" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение группы "2" по программе "Курсы метапредметной направленности ФГОС общего образования как основа формирования умения учиться" | C 03.09.2018 по 22.09.2018 проводится обучение по программе "Современные учебники по истории России как средство реализации историко-культурного стандарта" |
Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2018 г. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОДНООБРАЗИЯ – К ЭФФЕКТИВНОМУ ДИДАКТИЧЕСКОМУ МНОГООБРАЗИЮ


2018 г. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОДНООБРАЗИЯ – К ЭФФЕКТИВНОМУ ДИДАКТИЧЕСКОМУ МНОГООБРАЗИЮ

Печать

Объем различных обсуждений, публикаций, научных исследований по вопросам модернизации общего образования в России растет практически лавинообразно. В диссертациях убеждают нас в научной новизне и практической значимости предлагаемых подходов, вводятся новые понятия и уточняются уже имеющиеся, указываются поэтапные внедрения рассматриваемых новых подходов к организации и обеспечению учебно-воспитательного процесса. А сколько мы рассматриваем новых концепций в ходе многочисленных муниципальных, региональных, общероссийских, международных конференций, семинаров, посвященных проблемам общего образования! Казалось бы после такого «инновационного наводнения» в системе образования должны быть кардинальные позитивные изменения. 

Безусловно, положительные сдвиги в образовании есть. Это и повсеместное внедрение информационно-компьютерных технологий с другими электронными средствами обучения (сейчас говорят о «цифровом» образовании), открытие специализированных классов по углубленному изучению тех или иных предметов (сейчас их только в Новосибирской области 246 классов) с более высоким финансированием, есть позитивные сдвиги в организации ЕГЭ (хотя проблема «натаскивания» на этот экзамен и поэтому негативное влияние его на целостную систему знаний и навыков остается, как и остается проблема использования ЕГЭ как измерителя качества образования), наконец наблюдаются серьезные подвижки в области ориентации на инженерное образование (инженерные классы) и т. д.

Но, как видно, речь идет о структурно-материальных и социально-организационных сторонах образования, а как быть с дидактическими аспектами образования, т. е. как быть с организацией учебной деятельности детей, их активностью, познавательными интересами. Как это сказывается на уровне обученности, развитости воспитанности и здоровье детей и т. д.

Исследования показывают, что при всех указанных выше положительных достижениях общего образования серьезные изъяны наблюдаются как раз в области дидактического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Так, устоявшейся негативной стороной учебного процесса является его организационно-методическое однообразие. Этому однообразию подвержен извечный пятиэлементный урок (оргмомент, опрос по домашнему заданию, объяснение нового материала, закрепление материала, домашнее задание). В лучшем случае объяснение учителя заменяется фронтальной беседой. Автор статьи далек от мысли, что такой подход к обучению следует убрать. Он может присутствовать (учебный материал уникальный, с особой демонстрацией и т. д.), но он не может присутствовать на 90 % всех уроков.

Дело в том, что от однообразия учащиеся устают, а если учесть, что такое однообразие наблюдается по всем предметам, то становится понятным, почему учащиеся не хотят идти на уроки, почему они всегда с неодобрением отзываются о большинстве уроков. Они устают психологически, а затем эта усталость переходит и в соматические заболевания.

У каждого учителя «в запасе» как минимум должно быть шесть-семь разнообразных организационных форм деятельности школьников, которыми учитель владеет в совершенстве и с помощью которых он разнообразит учебную деятельность детей. Это могут быть и проектная деятельность учащихся, и микросеминары, и технология развивающийся кооперации, и взаимные зачеты, и заранее представленные доклады учащихся и т.д.

При этом со стороны руководства образовательной организации важно наладить постоянное управление обеспечением дидактического разнообразия в учебно-воспитательным процессе. Не будет управленческой деятельности этим процессом – не будет дидактического разнообразия.

Журнал "Сибирский учитель", № 2 (117) 2018 г.

Просмотров: 404
 


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2018 г. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОДНООБРАЗИЯ – К ЭФФЕКТИВНОМУ ДИДАКТИЧЕСКОМУ МНОГООБРАЗИЮ