Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2018 г. ИНВАРИАНТНОСТЬ И ВАРИАТИВНОСТЬ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


2018 г. ИНВАРИАНТНОСТЬ И ВАРИАТИВНОСТЬ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Печать

Реформирование системы общего и высшего образования в России происходит почти непрерывно. Это и содержательное переустройство, и организационные, контрольно-измерительные и другие изменения. Социологические опросы показывают, что работники образования, учителя, преподаватели вузов не успевают адаптироваться к происходящим изменениям, и поэтому в своем большинстве негативно относятся к нововведениям. Это можно объяснить тем, что профессия педагога консервативна по своей сути. Но всегда ли и все ли нововведения оправданы? 

К примеру, в системе образования до первой половины 1990-х годов было два министерства: просвещения и высшей школы. Затем они были объединены в одно министерство образования.

Теперь, почти через четверть века, чиновники вновь вернулись к изначальной структуре, т. е. двум министерствам. Подобных структурных перестановок в системе образования, когда, в конце концов, происходит возвращение в начальное состояние, немало. Это касается и содержания образования. Почему-то с 1990 года из состава изучаемых предметов была исключена астрономия, и для того чтобы восстановить этот крайне необходимый учебный предмет, понадобилось почти 30 лет.

«Колебательным движениям» (туда-сюда) была подвержена и начальная школа (1–4 класс → 1–3 класс → 1–4 класс). Сейчас наблюдаются такие же движения в деятельности аспирантуры, в системе которой, по существу, изымают громадный пласт индивидуальной исследовательской работы. Аспирантура стала ступенью высшего образования, что означает перевод аспирантов в основном на лекционно-пассивную деятельность (как студентов). Это вызвало серьезный протест среди научных школ и особенно исследовательских институтов РАН и РАО, которые для функционирования аспирантуры должны обеспечить вузовское преподавание (со всеми вытекающими организационными мероприятиями — аккредитационными процедурами, аудиторным фондом, учебными планами, лекционными и практическими занятиями, педагогическими практиками, промежуточным и итоговым контролем и т. п.). Все это предельно заформализовало аспирантуру, внесло организационную неразбериху и сумятицу в деятельность научно-исследовательских организаций, привело к существенному сокращению количества аспирантов. Да, все выпускники аспирантур сейчас получают документ государственного образца. Но не факт, что качество подготовки научных кадров от этого выиграло. У научного сообщества России есть уверенность в необходимости возврата к «штучной», индивидуальной работе с аспирантами не как с будущими педагогическими кадрами высшей квалификации, а как с будущими учеными, которые смогут совершить прорывные открытия в науке. Ведь открытия совершают не массы, а гениальные одиночки.

Мы уже не говорим о перестановках, исключениях, а потом вновь включениях тех или иных разделов в учебные предметы, что негативно сказывается на формировании у детей единой научной картины мира и создает непреодолимые трудности при переходе учащихся из одной школы в другую даже в пределах одного региона.

Безусловно, изменения в образовании должны происходить, в противном случае не будет развития, но изменения должны положительно обогащать содержание и формы работы, переводя их на более высокий уровень.

При этом важно помнить следующее обстоятельство. Любая система (отрасль, наука, учебный предмет и т. д.) имеет в своей структуре ядро (фундаментальные основополагающие элементы, идеи и т. д.) и следствия из ядра. Ядро не подвержено изменениям и не меняется заметно в длительный период времени. Вспомним о законах физики, законах сохранения и т. д. Или о списке дат и персоналий в истории. А вот следствия, интерпретация, как лучи из ядра, могут возникать часто и меняться довольно заметно. Поэтому при изменении той или иной системы (в нашем случае подразумевается Российская система образования) важно понимать, с чем мы имеем дело — с ядром или следствиями из него; с фактом или с его интерпретациями. Если мы посягаем на ядро, то необоснованные действия по его изменению со временем принуждают нас вернуться в изначальное состояние. Вот почему ядерные элементы носят характер инвариантности, а следствия из них — вариативности. При любых изменениях (особенно при реформировании системы образования) очень важно это помнить.

Журнал "Сибирский учитель", № 3 (118) 2018 г.

Просмотров: 474
 

Вебинары и он-лайн трансляции

Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2018 г. ИНВАРИАНТНОСТЬ И ВАРИАТИВНОСТЬ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ