Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2017 г. ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ПОУРОЧНОМ ПЛАНИРОВАНИИ


2017 г. ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ПОУРОЧНОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Печать

На протяжении многих лет в работе учителей сложилась практика отражения в поурочных планах целей по формированию знаний и навыков, а также целей по развитию детей и их воспитанию. В практике эти цели называют обучающими, развивающими и воспитательными.

Отношение к процессу формулировки этих целей и вытекающих из них задач неоднозначное. Некоторые учителя утверждают, что ставить эти цели неправомерно, так как за один урок достичь их невозможно. Все зависит от того, каково содержание и объем этих целей.

Если, к примеру, обучающие цели на данный урок сформулированы как «познакомить с фундаментальными законами естествознания» или «научить решать задачи по механике», а тем более «сформировать у детей правильное представление о роли политиков 19 века в классовом противостоянии», то ясно, что за один урок эти цели достичь невозможно. А уж если говорить о развивающих целях и воспитательных, то планировать за один урок такие цели как «воспитание патриотизма» или «развитие творческих способностей учащихся» просто нереально.

Другое дело, когда обучающие цели формулируются конкретно, «выделенной порцией» (к примеру, «научить определять цену деления измерительного прибора» или «сформировать у учащихся правильный подход к структуре определения понятия "масса тела"»). Патриотические чувства можно формировать показом роли М.В. Ломоносова (как и других наших отечественных ученых) в развитии наук, когда изучается тот или иной раздел школьного учебного курса. Особенно важно ставить конкретные воспитательные цели при изучении истории, литературы, географии. Наконец, когда учебно-воспитательный процесс организовывается по гносеологическому принципу (когда учащиеся выступают в роли исследователей, «открывателей» нового), то здесь представляется широкое поле для развития поисковых, творческих способностей. Но и в этом случае на первом этапе следует научить детей видеть противоречие между тем, что сейчас наблюдают и не могут объяснить с позиций имеющихся знаний. Таким образом, двигаясь в учебно-воспитательном процессе по этапам научного познания, мы будем развивать творческие исследовательские навыки детей (от начального этапа познания к следующему этапу). При этом важно иметь в виду следующее: дети должны четко представлять, что значит противоречие в науке, что означает группа фактов, на которую мы опираемся в своем исследовании, что означают такие понятия как «догадки» и «гипотеза», что значит «проверка гипотезы» и т. д.

Когда от детей эти гносеологические аспекты не закрыты, а входят в обиход их учебной деятельности, эффективность процесса познания значительно возрастает. При этом значительно возрастают как интерес к предмету, так и уровень самостоятельности детей, знания становятся более осознанными и прочными.

Другими словами, все три группы целей, которые мы ставили перед собой, в этом случае решаются комплексно.

Ставить перед каждым уроком конкретные учебно-воспитательные цели необходимо. Даже потому, что «бесцельной» деятельности не бывает. Но они по объему и форме должны быть такими, чтобы можно было в конце урока увидеть результаты своей педагогической деятельности.

Другое дело, когда мы можем ставить более глобальные цели перед целым разделом учебного корпуса, а потом перед каждым уроком их конкретизировать.

Журнал "Сибирский учитель", № 3 (112) 2017 г.

Обновлено 12.07.2017 10:16 Просмотров: 1539
 

Вебинары и он-лайн трансляции

Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2017 г. ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ПОУРОЧНОМ ПЛАНИРОВАНИИ