22.06.2018 успешно завершилось обучение группы "1" по программе "Геймификация образовательного процесса средствами онлайн-сервисов для организации деятельностного подхода (ФГОС ОО)" | 22.06.2018 успешно завершилось обучение группы "1" по программе "Методика формирования познавательных компетенций младших школьников" | 22.06.2018 успешно завершилось обучение группы "1" по программе "Методика формирования коммуникативных компетенций младших школьников" | 22.06.2018 успешно завершилось обучение группы "1" по программе "Формирование метапредметных компетенций обучающихся при реализации ФГОС СОО" | 22.06.2018 успешно завершилось обучение группы "1" по программе "Развитие метапредметных компетенций обучающихся средствами учебного предмета «Астрономия»" | 22.06.2018 успешно завершилось обучение группы "1" по программе "Арттехнологии в сохранении здоровья учителя и учащихся в информационно-образовательной среде" | 22.06.2018 успешно завершилось обучение группы "1" по программе "Профессиональная ориентация и самоопределение школьника в информационно-образовательной среде учреждения общего образования" | 22.06.2018 успешно завершилось обучение группы "1" по программе "Развитие у обучающихся контекстного мышления: смысловое чтение и активное слушание" | 22.06.2018 успешно завершилось обучение группы "1" по программе "Проблемы и перспективы достижения метапредметных результатов в обучении иностранным языкам" | 22.06.2018 успешно завершилось обучение группы "1" по программе "Технологии организации деятельности учителя физической культуры в сетевых сообществах" | 22.06.2018 успешно завершилось обучение группы "1" по программе "Содержание и технологии преподавания физической культуры обучающимся с отклонениями в состоянии здоровья при реализации ФГОС" | 22.06.2018 успешно завершилось обучение группы "1" по программе "Проектирование и реализация индивидуальных учебных планов в образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" | 22.06.2018 успешно завершилось обучение группы "1" по программе "Моделирование занятий в системе внеурочной деятельности: особенности структуры и содержания" | 22.06.2018 успешно завершилось обучение группы "1" по программе "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике средствами УМК разных авторов" | 22.06.2018 успешно завершилось обучение группы "1" по программе "Формирование умений проектной деятельности в обучении школьников математике по ФГОС ОО" | 22.06.2018 успешно завершилось обучение группы "1" по программе "Курсы метапредметной направленности ФГОС общего образования как основа формирования умения учиться" | 22.06.2018 успешно завершилось обучение группы "1" по программе "Современные учебники по истории России как средство реализации историко-культурного стандарта" |
Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2017 г. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА ПРОФЕССИИ


2017 г. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА ПРОФЕССИИ

Печать

Так все-таки ориентация на профессии или подготовка к профессии (профессиям)? Важно, на наш взгляд, понять, о каком числе профессий речь идет — о единственной профессии или многих профессиях? Это во-первых. И, во-вторых, — с какого периода общего образования следует заниматься этой работой. Наконец, как должны сопрягаться содержание общего образования (как важнейший аспект стандартов образования) с содержанием ориентационной работы с учащимися на те или иные профессии.

Тревогу вызывает тот факт, что в ряде случаев, когда, к примеру, речь идет об ориентации на инженерные профессии (что сейчас весьма актуально), общеобразовательные организации ведут работу таким образом, что доминирует только данное направление в ущерб ориентации на другие профессии. Программа ранней профориентации JuniorSkillsпредусматривает возможность каждому школьнику попробовать себя в разных профессиях и сферах под руководством специалистов. И чем шире будет набор профессий, тем мы значительнее приблизимся к личным интересам школьника в его будущей жизни. Такая работа может и должна начинаться с начальной школы, но не в ущерб общему образованию детей.

Специально подчеркнем, что общее образование является таковым как фактор необходимого по содержанию обучения и воспитания для эффективной социализации человека. Будешь ты заниматься в будущем физикой или не будешь, но овладеть этим предметом в рамках стандартов ты обязан. Обязан для общего миропонимания, для всестороннего развития. Другими словами: дети могут обучиться все, а вот общего образования могут и не получить.

Безусловно, важно как и в ранний школьный (да и дошкольный) период, так и во все последующие периоды обучения в школе, наряду с ориентационной работой на различные профессии приобщать учащихся к труду (обслуживающему, производственному). Особенно производительный труд в его многообразиях в основной и старшей школах заметно скажется на эффективности ориентации на различные профессии.

Но весьма важным, на наш взгляд, является грамотное сопряжение содержания предметного обучения в системе общего образования с содержанием ориентационной работы на профессии. В любом предмете (как гуманитарного, так и естественнонаучного характера) всегда найдется место для знакомства с теми или иными профессиями, их историей, их развитием и т.д. Безусловно, полезны экскурсии на предприятия, встречи с мастерами труда, обеспечение возможности учащимся попробовать свою деятельность в той или иной профессии.

Необходимо на каждом предприятии возродить кабинеты профориентации детей на специальности данного предприятия с соответствующим штатом сотрудников и т. д.

Главное — содержание ориентационной работы должно основываться как практическое дополнение к стандартам образования, усиливая их региональную значимость.

Самым эффективным подходом к ориентации детей на те или иные профессии является обеспечение дополнительного образования детей, которое должно строиться на удовлетворении их интересов. И, конечно, необходима тесная связь общего образования с дополнительным (связь по содержанию, по времени их реализации и т.д.). Сразу же следует подчеркнуть опасность переноса прижившихся негативных процессов в системе общего образования в дополнительное образование (особенно заформализованных пассивно-авторитарных форм занятий). Но наличие даже самой уникальной системы дополнительного образования (к примеру детских технопарков) не снимает важности ориентации на профессии в ходе предметного обучения в условиях общего образования.

Журнал "Сибирский учитель", № 2 (111) 2017 г.

Обновлено 11.05.2017 10:53 Просмотров: 1419
 


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2017 г. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА ПРОФЕССИИ