26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 1. Государственно-общественное управление - ресурс устойчивого повышения качества образования современной образовательной организации" | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 2. Система работы методических объединений и профессиональных ассоциаций преподавателей иностранных языков Новосибирской области " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 3. Функционирование региональных и муниципальных сетевых сообществ как ресурс поддержки региональных программ развития образования " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 4. Роль профессионального сообщества дефектологов в повышении эффективности образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 5. Организация взаимодействия учителей математики Новосибирской области в профессиональной ассоциации и методических объединениях " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 6. Сетевые сообщества учителей естественнонаучных дисциплин и географии как инструмент взаимодействия участников образовательных отношений " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 7. Профессиональные ассоциации и методические объединения педагогов как эффективная форма развития профессиональных компетенций учителей-предметников" | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 8. Создание развивающей профессиональной среды и сопровождение инновационных процессов в образовательных организациях" | 26.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 9. Ключевые аспекты реализации содержания образования предметной области Технология" | 27.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Пленарное заседание. Государственно-общественное управление, профессиональные ассоциации, методические объединения, сетевые сообщества и развитие российского образования" |
Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2017 г. ОБ ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОРЕ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ


2017 г. ОБ ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОРЕ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Печать

Если мы не отказываемся от принятой еще во второй половине ушедшего XX века идеи развития творческих способностей учащихся, а равно и сопутствующих этим способностям коммуникативных и интеллектуальных способностей, то следует принять как неизбежную и основополагающую парадигму психологов: «деятельностью можно овладеть только в процессе самой деятельности».

При этом можно обозначить следующие обобщенные этапы творческой исследовательской деятельности учащихся:

  • выявление исходных данных (что побудило заняться данным исследованием, в чем суть научной проблемы, что необходимо знать и уметь для решения проблемы);
  • формулировка догадок (какие предлагаются решения проблемы при анализе известных теоретических и практических основ, а также в процессе проявления внешних факторов);
  • корректировка проблемы исследования (изменилась ли проблема в результате появления различных догадок);
  • формулировка гипотезы (комплекс различных догадок позволяет сформулировать обобщенную для данной проблемы догадку, которая по существу и является гипотезой);
  • получение логических следствий из гипотезы (обычно гипотеза позволяет получить ряд умозаключений, расширяющих границы рассматриваемой проблемы и порой выводящих на новые знания);
  • проверка гипотезы и следствий из нее (может так получится, что саму гипотезу проверить невозможно, но проверка логических следствий позволит сделать вывод о правомерности самой гипотезы);
  • применение новых знаний на практике.

В учебно-воспитательном процессе все эти этапы могут быть (и чаще бывают) в трансформированном виде. Так, при их начальном применении (и если содержание учебной информации небольшое) бывает достаточно таких этапов, как исходные данные, гипотеза, проверка гипотезы, применение теории на практике. Все зависит от содержания учебного материала. Главное — обеспечить исследовательскую деятельность учащихся. Сама деятельность детей может быть организована в форме проекта (т. е. обеспечивается проектная деятельность), а учащиеся при этом объединяются в небольшие (2-3 человека) группы. Практика показывает, что использование этого подхода в течение двух-трех раз (на разных темах учебного предмета) обеспечивает свободное владение учащимися каждым из этапов творческой деятельности. Важно, чтобы учащиеся глубоко осознали смысл каждого из этапов и осознанно ими владели.

По существу, указанные выше этапы исследовательской учебной деятельности учащихся есть, в определенной мере, отражение деятельности ученого-исследователя в учебной деятельности детей и являются одним из направлений по реализации идеи развития творческих способностей обучающихся.

Журнал "Сибирский учитель", № 6 (115) 2017 г.

 

Обновлено 30.01.2018 11:18 Просмотров: 523
 


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2017 г. ОБ ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОРЕ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ