Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2017 г. ОБ ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОРЕ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ


2017 г. ОБ ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОРЕ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Печать

Если мы не отказываемся от принятой еще во второй половине ушедшего XX века идеи развития творческих способностей учащихся, а равно и сопутствующих этим способностям коммуникативных и интеллектуальных способностей, то следует принять как неизбежную и основополагающую парадигму психологов: «деятельностью можно овладеть только в процессе самой деятельности».

При этом можно обозначить следующие обобщенные этапы творческой исследовательской деятельности учащихся:

  • выявление исходных данных (что побудило заняться данным исследованием, в чем суть научной проблемы, что необходимо знать и уметь для решения проблемы);
  • формулировка догадок (какие предлагаются решения проблемы при анализе известных теоретических и практических основ, а также в процессе проявления внешних факторов);
  • корректировка проблемы исследования (изменилась ли проблема в результате появления различных догадок);
  • формулировка гипотезы (комплекс различных догадок позволяет сформулировать обобщенную для данной проблемы догадку, которая по существу и является гипотезой);
  • получение логических следствий из гипотезы (обычно гипотеза позволяет получить ряд умозаключений, расширяющих границы рассматриваемой проблемы и порой выводящих на новые знания);
  • проверка гипотезы и следствий из нее (может так получится, что саму гипотезу проверить невозможно, но проверка логических следствий позволит сделать вывод о правомерности самой гипотезы);
  • применение новых знаний на практике.

В учебно-воспитательном процессе все эти этапы могут быть (и чаще бывают) в трансформированном виде. Так, при их начальном применении (и если содержание учебной информации небольшое) бывает достаточно таких этапов, как исходные данные, гипотеза, проверка гипотезы, применение теории на практике. Все зависит от содержания учебного материала. Главное — обеспечить исследовательскую деятельность учащихся. Сама деятельность детей может быть организована в форме проекта (т. е. обеспечивается проектная деятельность), а учащиеся при этом объединяются в небольшие (2-3 человека) группы. Практика показывает, что использование этого подхода в течение двух-трех раз (на разных темах учебного предмета) обеспечивает свободное владение учащимися каждым из этапов творческой деятельности. Важно, чтобы учащиеся глубоко осознали смысл каждого из этапов и осознанно ими владели.

По существу, указанные выше этапы исследовательской учебной деятельности учащихся есть, в определенной мере, отражение деятельности ученого-исследователя в учебной деятельности детей и являются одним из направлений по реализации идеи развития творческих способностей обучающихся.

Журнал "Сибирский учитель", № 6 (115) 2017 г.

Обновлено 19.12.2017 16:09 Просмотров: 214
 


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2017 г. ОБ ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОРЕ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ