26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 1. Государственно-общественное управление - ресурс устойчивого повышения качества образования современной образовательной организации" | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 2. Система работы методических объединений и профессиональных ассоциаций преподавателей иностранных языков Новосибирской области " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 3. Функционирование региональных и муниципальных сетевых сообществ как ресурс поддержки региональных программ развития образования " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 4. Роль профессионального сообщества дефектологов в повышении эффективности образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 5. Организация взаимодействия учителей математики Новосибирской области в профессиональной ассоциации и методических объединениях " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 6. Сетевые сообщества учителей естественнонаучных дисциплин и географии как инструмент взаимодействия участников образовательных отношений " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 7. Профессиональные ассоциации и методические объединения педагогов как эффективная форма развития профессиональных компетенций учителей-предметников" | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 8. Создание развивающей профессиональной среды и сопровождение инновационных процессов в образовательных организациях" | 26.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 9. Ключевые аспекты реализации содержания образования предметной области Технология" | 27.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Пленарное заседание. Государственно-общественное управление, профессиональные ассоциации, методические объединения, сетевые сообщества и развитие российского образования" |
Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2016 г. КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА: ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ


2016 г. КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА: ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ

Печать

Удивляет сарказм и лицемерие, с которыми «современные», «продвинутые» педагоги говорят о поурочной системе Яна Амоса Коменского, которой уже более 350 лет. «Сколько еще можно ее терпеть?» - считают они. Дескать, существуют современные сетевые электронные средства, позволяющие детям учиться самостоятельно, индивидуально, и зачем уроки и школа как таковые, а тем более классно-урочная система?

О современном уроке, о его особенностях и ключевых направлениях организации учебно-познавательной деятельности учащихся в структуре урока проведено немало исследований, разработаны методические рекомендации, написаны научные труды. Тем не менее, внимание уроку в последние полтора-два десятилетия резко уменьшилось по сравнению с 60–80 гг. ушедшего столетия. По какому-то негласному соглашению все проблемы урока отданы компьютерной технике, которая якобы всесторонне должна обеспечить высокое его качество. Крайне опасное заблуждение. Безусловно, роль современных электронных средств в системе обучения-воспитания при их правильном использовании велика, но заменить урок, учителя они не могут. Мало того, роль учителя при использовании современных электронных средств обучения усиливается, а учитывая тот факт, что наряду с индивидуальным, дифференцированным обучением,  очень важным является обучение в коллективе (к примеру, коллективная мыследеятельность, коллективный способ обучения и т. д.), становится очевидным доминирование роли учителя.

Ян Амос Коменский снабдил нас классно-урочной системой обучения и воспитания, являющейся актуальной и сегодня, хотя она и претерпевает эволюционные изменения (особенно в сторону усиления самостоятельной, исследовательской деятельности детей). Понятно, что постепенно (а иначе и быть не может) она перерастет в такие формы, которые будут заметно отличаться от сегодняшних. Если сам создатель классно-урочной системы рассматривал урок как форму для сообщения знаний группе учащихся (классу), то в нынешних условиях делается упор на организацию самостоятельной исследовательской работы детей на уроке. Идеи развивающего обучения являются доминирующими, но трудно внедряемыми, так как «генетически» (то есть, как была изначально задумана классно-урочная система) сообщать готовые знания группе людей проще и понятнее. Отказаться же от организации обучения детей в группе (классе) нельзя, так как становление человека, его социализация обеспечиваются только в коллективе. В связи с этим разработаны многие активные, групповые формы учебной деятельности учащихся на уроке (технология развивающейся кооперации, система групповых микросеминаров, взаимозачеты, обмен результатами исследовательской деятельности и т. д.). Главное, что лежит в основе самостоятельной исследовательской деятельности – это гносеологический подход в обучении, заключающийся в отражении в учебной деятельности детей деятельности ученого-исследователя. Если мы будем знать, основные, обобщенные этапы научного исследовательского творчества ученого и научимся их отражать в учебной деятельности детей, то интерес у них к познанию нового резко усиливается. Почему? Потому что в человеке в течение многих столетий (даже тысячелетий) выработалась тяга к познанию мира, тяга на уровне познавательного интереса (от любознательности – к разработке объективных научных истин, положений). Поэтому генетически у детей от рождения заложена тяга к познанию окружающей действительности. Взрослым же (то есть учителям, родителям) необходимо научиться грамотно эту тягу «разбудить». А у каждого ребенка она заложена на разной глубине, с различными оттенками (естественнонаучными, гуманитарными, музыкальными и т. д.).

На наш взгляд, сейчас необходимы мощные психолого-педагогические усилия (вместе с тем и значительные материально-технические условия) направить на повсеместную реализацию творческой деятельности обучающихся в условиях классно-урочной системы (это возможно, и положительных примеров тому много!). Мы находим солидные деньги на электроннуютехнику для слежения за деятельностью выпускников в ходе ЕГЭ, но не находим средств для всех школ без исключения на приобретение оборудования (в том числе и лабораторного), чтобы обеспечить истинную исследовательскую самостоятельную учебную деятельность детей. И если Ян Амос Коменский более 350 лет назад подарил человечеству классно-урочную систему, то нынешнее поколение педагогов и воспитателей должно внести свой весомый вклад в систему развития творчества всех обучающихся детей.

Журнал "Сибирский учитель" №6 (109) декабрь  2016 г.

Обновлено 13.12.2016 13:37 Просмотров: 1647
 


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2016 г. КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА: ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ