26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 1. Государственно-общественное управление - ресурс устойчивого повышения качества образования современной образовательной организации" | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 2. Система работы методических объединений и профессиональных ассоциаций преподавателей иностранных языков Новосибирской области " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 3. Функционирование региональных и муниципальных сетевых сообществ как ресурс поддержки региональных программ развития образования " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 4. Роль профессионального сообщества дефектологов в повышении эффективности образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 5. Организация взаимодействия учителей математики Новосибирской области в профессиональной ассоциации и методических объединениях " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 6. Сетевые сообщества учителей естественнонаучных дисциплин и географии как инструмент взаимодействия участников образовательных отношений " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 7. Профессиональные ассоциации и методические объединения педагогов как эффективная форма развития профессиональных компетенций учителей-предметников" | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 8. Создание развивающей профессиональной среды и сопровождение инновационных процессов в образовательных организациях" | 26.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 9. Ключевые аспекты реализации содержания образования предметной области Технология" | 27.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Пленарное заседание. Государственно-общественное управление, профессиональные ассоциации, методические объединения, сетевые сообщества и развитие российского образования" |
Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2016 г. ИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФАКТОР ЕГО ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ


2016 г. ИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФАКТОР ЕГО ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ

Печать

Помнится выступление предыдущего президента страны (Д. А. Медведева), в котором он указал на то, что требуется возрождение одной из лучших в мире общего образования, которой обладал Советский Союз. Действительно, в системе общего образования того периода сочеталась фундаментальность содержания с выверенной практической направленностью. Вот почему учащиеся советской школы на олимпиадах мирового уровня занимали ведущие места, а уровень научных исследований вызывал уважение мирового научного сообщества.

В системе нынешнего общего образования стал преобладать прагматизм. Казалось бы, действительно, зачем конкретному ученику так глубоко изучать физику (математику, химию и т.д.), если он проявляет интерес к другой научной области? Мы, к сожалению, «переиначим» смысл общего образования и считаем, что это образование, охватывающее всех детей, то есть образование для всех. Общее же образование является общим для всех по набору образовательных областей и их содержанию, независимо от того, чем будущий гражданин будет заниматься во взрослой жизни. В этом отношении современные стандарты и выполняют свою функцию (обязательный базовый уровень содержания образования). К сожалению, есть лазейки для тех, кто не хотел бы  внимательно относиться к изучению детьми некоторых предметов (необходимость обеспечения специального оборудования, приборов, кабинетов и т.д.) и тогда вступает в силу «изучение предметов по выбору». По поводу смысла понятия «общее образование» иизучения тех или иных предметов высказался академик В.Г. Разумовский: «Физику в школе основательно изучать должны, прежде всего, те, кто в жизни с ней, как наукой, не будет иметь дела…». Дело в том, что набор всех учебных предметов в системе общего образования необходим для формирования полноценного мировоззрения, объективного научного миропонимания с целью успешного и полезного для общества проживания во взрослой жизни.

И все-таки в системе нынешнего образования, не смотря на доминирование прагматизма, сделано немало полезного для развития школы, детей. Достаточно серьезно идет становление информационных технологий  и на их основе дистантного обучения, налаживается система исследовательской деятельности учащихся (когда в деятельности детей отражается деятельность ученого-исследователя), начинает возрождаться техническое творчество детей (пока в основном в робототехнике на готовых элементах), очень основательно рассматриваются вопросы сохранения здоровья детей и, в том числе, дидактическое обеспечение сохранения здоровья учащихся (оживилась физическая культура в школах). Заметно продвинулись вопросы по обучению детей с ОВЗ, включая систему инклюзивного образования. Особо рассматривается система работы с одаренными, создания специализированных классов. Начинает возрождаться система обучения детей русскому языку и литературе с последующим написанием учащимися изложений и сочинений. Особым аспектом в инновационности общего образования выступает единый государственный экзамен. По поводу ЕГЭ сказано много как негативного, так и позитивного. Надо признать, что выйдя за пределы заключительной оценки успешности ученика, данный экзамен претерпел изменения, на которые не рассчитывали его авторы. Можно было бы приводить еще много примеров различных направлений в развитии нынешнего общего образования. Здесь следует указать на большую роль в становлении нынешнего общего образования учителей, систему их работы над своим профессионализмом, управленческой работы по росту качества образования.

Безусловно, еще очень много эклектики, разобщенности в направлениях развития общего образования. Очень важно обеспечить метапредметность, взаимосвязь между этими различными направлениями (пусть хотя бы не на уровне единства, но на уровне прочных интегративных связей - обязательно). И важно нам помнить: нет второстепенных учебных предметов. Они все нужны для общего, всестороннего развития ребенка. Здесь мы были сильны всегда. Если нам удастся в общем образовании привести то, что сделано за последние годы в единую систему, то у российской общеобразовательной школы откроются серьезные положительные перспективы. 

Журнал "Сибирский учитель" №4 (107) август  2016 г.

Обновлено 01.09.2016 15:28 Просмотров: 1552
 


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2016 г. ИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФАКТОР ЕГО ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ