Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2016 г. ДОШКОЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА


2016 г. ДОШКОЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Печать

Мы уже касались проблемы человеческого капитала («Сибирский учитель», № 4, 2015 г.) - довольно нового, недавно введенного понятия (1961 г.) и весьма интегрированного, включающего в себя как интеллект и знания, так и здоровье, качественный и производительный труд, наконец вообще качество жизни.

Человеческий капитал является доминирующим фактором высшего этапа развития общества, основой как формирования, так и развития инновационной экономики и экономики знаний.

Когда же начинает формироваться человеческий капитал? Ответ однозначен — с самых первых секунд жизни человека, а, скорее всего, раньше (здоровье, качество жизни…). Поэтому вызывает удивление то обстоятельство, что понимая и принимая это, мы очень расточительны по использованию времени проживания детей в этот период. В нас прочно укоренились по отношению к развитию детей в этот период такие «постулаты» как «впереди еще много времени, все успеется…», «Дети повзрослеют, тогда и займемся их социализацией», «Еще не время заниматься такими сложными делами…» и т. д.

Главные усилия по учебно-воспитательной работе (а вообще в основном по учебной) направлены даже не на основную школу (4-9 кл.), а на старшую школу, то есть на выпускные классы. К величайшему сожалению это очень поздно, время на становление личности, на формирование необходимых ее качеств) безвозвратно упущено.

Каковы причины такого положения дел:

  • отсроченность действий по формированию необходимых социальных основ человеческого капитала (уже рассмотрены выше);
  • работы образовательных организаций для обеспечения успешного отчета по качеству образования (ЕГЭ, олимпиады и пр.);
  • слабая связь системы дошкольного, начального и основного образования;
  • доминирование знаниевой компоненты над обобщенными направлениями социализации личности;
  • проблемы кадрового обеспечения, уровня профессионализма работников дошкольного и начального образования.

Учитывая все сказанное выше, понятно что прежде всего, не снижая направленности на знаниевую компоненту в обучении и воспитании детей дошкольного и начального школьного образования (то есть на высоком уровне обеспечивая требования ФГОС в этом плане), очень серьезно необходимо усилить работу  по сохранению и развитию здоровья детей, формированию навыков здорового образа жизни детей, их духовного уровня, нравственно-этического, эстетического сторон развития личности, патриотизма, трудолюбия, ответственности, уважения к ветеранам и т.д. Именно дошкольное и начальное школьное образование обеспечивает надежную и прочную «укладку» всех социальных «кирпичиков», «блоков», обеспечивающих прочную и социально значимую систему человеческого капитала.

Журнал "Сибирский учитель" №2 (105) 2016 г.

Обновлено 18.04.2016 14:54 Просмотров: 2326
 

Вебинары и он-лайн трансляции

Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2016 г. ДОШКОЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА