Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2015 г. О "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПУСТЫРЯХ"


2015 г. О "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПУСТЫРЯХ"

Печать

Когда летом проезжаю по сельским дорогам, да и по известным областным или федеральным трассам, удивляет то, что во многих местах ранее обрабатываемые земельные угодья заброшены, поросли бурьяном, зарастают кустарниками и деревьями… Горько и обидно наблюдать такую картину, зная, что в продовольственных магазинах существенно преобладают завезенные из зарубежных стран овощи и фрукты. В моем сознании сработала аналогия заброшенных полей с нашим образованием.

Невостребованность заброшенных пустырей наталкивает на мысль об имеющей иногда место невостребованности отечественных фундаментальных научных разработок в области педагогики и психологии — основах образования. Беседы с молодыми учителями, преподавателями профессиональных заведений, воспитателями, руководителями образовательных организаций показывают, что они крайне слабо знают имена известных отечественных педагогов и психологов, а тем более, мало знакомы с их научными трудами и их значимостью для образования.

Такой «пустырь» в психолого-педагогическом сознании образовался по ряду причин.

Во-первых, так и не состоялась педагогизация обучения студентов — будущих учителей. Ее смысл должен заключаться:

  • в доминировании профессионально-методического внимания психолого-педагогической составляющей при подготовке будущих учителей;
  • в тесной взаимосвязи изучаемых студентами научных предметов с их психолого-педагогической составляющей в школьном обучении;
  • в постоянно действующем комплексе внеучебных мероприятий психолого-педагогического направления (олимпиады, студенческие научно-практические конференции, творческие конкурсы, участие в специальных проектах и т.д.);
  • в организации психолого-педагогических общественных советов с участием студентов, учителей, преподавателей;
  • в обеспечении с первых курсов и до выпуска активной школьной практики студентов(к примеру, в форме педмастерских).

Традиционно же основное внимание при обучении будущих учителей уделяется овладению ими научно-предметными знаниями (по физике, географии, истории, математике и т.д.). Понятно, что учитель должен в совершенстве знать учебный предмет, которому он будет обучать детей, но без должного психолого-педагогического и дидактического обеспечения обучение детей не будет достаточно эффективным.

Во-вторых, уже в ходе практической деятельности в школах значительно ослаблено внимание к психолого-педагогической и дидактической составляющим в деятельности работающего учителя. Практически вымыты эти составляющие и из сознания многих управленцев различного уровня (как у руководителей школ и их заместителей, так и в высших эшелонах педагогической власти). На повестке дня доминируют организационно-материальные вопросы (строительство и ремонт учебных зданий, приобретение оборудования, организация различных мероприятий социально-политического характера и т. д.). Безусловно, эту работу выполнять необходимо и, может быть, даже в больших, чем есть, масштабах, но все-таки ведущее место должно отводиться учебно-воспитательной работе, ее психолого-педагогическому и дидактическому обеспечению, росту методической культуры учителя.

Одним словом, «психолого-педагогическое поле» в условиях школы должно быть тщательно обработано, засеяно, ухожено… Иначе мы будем находиться в плену «пустырей». И остается опасность, что эти «психолого-педагогические пустыри» превратятся в пустыни.

Журнал "Сибирский учитель", №1 (98) 2015 г.

Обновлено 04.03.2015 11:14 Просмотров: 1879
 


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2015 г. О "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПУСТЫРЯХ"