24.10.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Пленарное заседание межрегионального семинара "Технология поддержки школ, находящихся в сложных условиях: опыт регионов"" | 24.10.2018 в 06:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Проектная сессия 1 (agile-дебаты): Миссия выполнима: эффективное управление «Школами роста»" | 24.10.2018 в 06:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Проектная сессия 2: Реализация ООП ООО: актуальные вопросы разработки и способы их решения для школ с низкими результатами обучения." | 24.10.2018 в 06:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Проектная сессия 3: Три года реализации проекта по поддержке школ с низкими образовательными результатами: итоги, успехи, новые возможности." | 24.10.2018 в 06:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Проектная сессия 4: Возможности IT-технологий для формирования нового качества обучения в школах с низкими образовательными результатами." | 24.10.2018 в 06:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Проектная сессия 5: Инклюзия как риск: управление качеством образования детей с ОВЗ в массовой школе." | 06.11.2018 в 04:00 по московскому времени запланирована межрегиональная олимпиада "Межрегиональная олимпиада "Учитель - Профессионал" (учитель биологии)" | 06.11.2018 в 04:00 по московскому времени запланирована межрегиональная олимпиада "Межрегиональная олимпиада "Учитель - Профессионал" (учитель географии) " | 06.11.2018 в 04:00 по московскому времени запланирована межрегиональная олимпиада "Межрегиональная олимпиада "Учитель - Профессионал" (учитель физики) " | 06.11.2018 в 04:00 по московскому времени запланирована межрегиональная олимпиада "Межрегиональная олимпиада "Учитель - Профессионал" (учитель химии) " |
Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2015 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ


2015 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ

Печать

Известный спор о том, что первично, что актуальнее, что востребованнее — образование или воспитание — является, на наш взгляд, надуманным и даже неприемлемым. Во-первых, хочется говорить о взаимоотношении обучения и воспитания, так как понятие «образование» более комплексное, априори включающее в себя и воспитание, а обучение чаще рассматривается как процесс сообщения (получения) знаний, умений и навыков. Хотя нередко образование и обучение у многих авторов выступают как синонимы.

Не будем в колонке главного редактора рассматривать сложные теоретические аспекты проблемы. Давайте посмотрим на проблему сопряжения обучения и воспитания.

Известное положение о том, что «воспитательного вакуума» не бывает, имеет серьезные основания. Не бывает ни одного жизненного сюжета, который в той или иной мере не влиял бы на растущую личность. Тем более в образовательной организации (как на уроках, так и во внеурочной деятельности).

Сейчас нередко в школах можно услышать разрушительное по своей сути заключение: «В школе дети должны приобретать знания, а воспитанием должна заниматься семья». Понятно, что роль семьи в воспитании своих детей является ключевой и не подлежит сомнению. Но ведь школа так или иначе всегда влияет на становление личности школьника. Дело в том, что все воспитательное влияние на детей можно разделить на две части: а) система специально организованного воспитательного действия на детей; б) неорганизованное, спонтанное, непродуманное влияние на детей.

В первом случае это комплекс специально подготовленных мероприятий по воспитанию детей (патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, физическому, трудовому и т. д.), продумывание беседы с конкретным школьником или группой учащихся, продумывание учителем своего внешнего вида, стиля общения с детьми, реакции на различные события и т. д.

Во втором случае ничего не готовится и не продумывается. В этом случае учителя, нередко переполненные эмоциями, не следят за своей речью, могут оскорбить школьника, получая в ответ соответствующую реакцию, не всегда положительно можно оценить внешний вид учителя. Особо следует отметить влияние на детей их товарищей, окружающих их людей, средств массовой коммуникации. Да и родители не всегда положительно влияют на детей. Список можно продолжать. К сожалению, негативных аспектов влияния очень много, и школа в одиночестве проблемы эффективного воспитания детей не решит. Здесь необходимо организованное влияние всего социума.

А на сегодняшний день, к сожалению, позитивное влияние специально организованных действий из первой группы тонет в негативе стихийного влияния из группы второй.

Замечено одно существенное обстоятельство влияния процесса обучения на духовно-нравственный уровень детей. Если обучение организовывается как творческий исследовательский процесс с преобладанием самостоятельной деятельности детей (в том числе и групповой), то при определенном накоплении такой деятельности в характере детей начинают заметно проявляться позитивные стороны (взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность, настойчивость и т.д.). В этом как раз и проявляется объединение в единое целое воспитания и обучения.

Журнал «Сибирский учитель» № 6 (103) 2015 г.

Обновлено 18.12.2015 11:26 Просмотров: 2268
 

Вебинары и он-лайн трансляции

Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2015 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ