26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 1. Государственно-общественное управление - ресурс устойчивого повышения качества образования современной образовательной организации" | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 2. Система работы методических объединений и профессиональных ассоциаций преподавателей иностранных языков Новосибирской области " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 3. Функционирование региональных и муниципальных сетевых сообществ как ресурс поддержки региональных программ развития образования " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 4. Роль профессионального сообщества дефектологов в повышении эффективности образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 5. Организация взаимодействия учителей математики Новосибирской области в профессиональной ассоциации и методических объединениях " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 6. Сетевые сообщества учителей естественнонаучных дисциплин и географии как инструмент взаимодействия участников образовательных отношений " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 7. Профессиональные ассоциации и методические объединения педагогов как эффективная форма развития профессиональных компетенций учителей-предметников" | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 8. Создание развивающей профессиональной среды и сопровождение инновационных процессов в образовательных организациях" | 26.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 9. Ключевые аспекты реализации содержания образования предметной области Технология" | 27.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Пленарное заседание. Государственно-общественное управление, профессиональные ассоциации, методические объединения, сетевые сообщества и развитие российского образования" |
Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2015 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ


2015 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ

Печать

Известный спор о том, что первично, что актуальнее, что востребованнее — образование или воспитание — является, на наш взгляд, надуманным и даже неприемлемым. Во-первых, хочется говорить о взаимоотношении обучения и воспитания, так как понятие «образование» более комплексное, априори включающее в себя и воспитание, а обучение чаще рассматривается как процесс сообщения (получения) знаний, умений и навыков. Хотя нередко образование и обучение у многих авторов выступают как синонимы.

Не будем в колонке главного редактора рассматривать сложные теоретические аспекты проблемы. Давайте посмотрим на проблему сопряжения обучения и воспитания.

Известное положение о том, что «воспитательного вакуума» не бывает, имеет серьезные основания. Не бывает ни одного жизненного сюжета, который в той или иной мере не влиял бы на растущую личность. Тем более в образовательной организации (как на уроках, так и во внеурочной деятельности).

Сейчас нередко в школах можно услышать разрушительное по своей сути заключение: «В школе дети должны приобретать знания, а воспитанием должна заниматься семья». Понятно, что роль семьи в воспитании своих детей является ключевой и не подлежит сомнению. Но ведь школа так или иначе всегда влияет на становление личности школьника. Дело в том, что все воспитательное влияние на детей можно разделить на две части: а) система специально организованного воспитательного действия на детей; б) неорганизованное, спонтанное, непродуманное влияние на детей.

В первом случае это комплекс специально подготовленных мероприятий по воспитанию детей (патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, физическому, трудовому и т. д.), продумывание беседы с конкретным школьником или группой учащихся, продумывание учителем своего внешнего вида, стиля общения с детьми, реакции на различные события и т. д.

Во втором случае ничего не готовится и не продумывается. В этом случае учителя, нередко переполненные эмоциями, не следят за своей речью, могут оскорбить школьника, получая в ответ соответствующую реакцию, не всегда положительно можно оценить внешний вид учителя. Особо следует отметить влияние на детей их товарищей, окружающих их людей, средств массовой коммуникации. Да и родители не всегда положительно влияют на детей. Список можно продолжать. К сожалению, негативных аспектов влияния очень много, и школа в одиночестве проблемы эффективного воспитания детей не решит. Здесь необходимо организованное влияние всего социума.

А на сегодняшний день, к сожалению, позитивное влияние специально организованных действий из первой группы тонет в негативе стихийного влияния из группы второй.

Замечено одно существенное обстоятельство влияния процесса обучения на духовно-нравственный уровень детей. Если обучение организовывается как творческий исследовательский процесс с преобладанием самостоятельной деятельности детей (в том числе и групповой), то при определенном накоплении такой деятельности в характере детей начинают заметно проявляться позитивные стороны (взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность, настойчивость и т.д.). В этом как раз и проявляется объединение в единое целое воспитания и обучения.

Журнал «Сибирский учитель» № 6 (103) 2015 г.

Обновлено 18.12.2015 11:26 Просмотров: 1925
 


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2015 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ