Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2015 г. ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


2015 г. ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Печать

Говоря о развитии того или иного региона (да и страны в целом) прежде всего имеют в виду наличие специалистов, обладающих такой совокупностью знаний, умений, навыков, которые можно успешно использовать для удовлетворения многообразных потребностей как самого человека (специалиста), так и общества, в котором он живет, в котором он трудится. Подчеркнем, это не просто набор определенных знаний, умений и навыков, а их система, их взаимосвязь, позволяющая человеку самосовершенствоваться, быть успешным и востребованным, то есть приносить ощутимую пользу обществу. Такую систему сформированных знаний, умений, навыков и называют человеческим капиталом, который, безусловно, начинает формироваться еще в школе, то есть в условиях общего образования.

Если же на понятие «Человеческий капитал» смотреть шире, то это не только фактор эффективного экономического развития, но и фактор развития общества, семьи, а также фактор, обеспечивающий все условия для формирования человеческого капитала (инструментарий управленческого и интеллектуального труда, среда обитания и непосредственно трудовой деятельности). Таким образом, человеческий капитал – это и здоровье человека, и его интеллект, его знания, его качественный производительный труд и его качество жизни. Как видим, человеческий капитал – основа формирования и развития инновационной экономики. Но не только. Человеческий капитал – основа экономики знаний как следующего перспективного этапа развития.

В формировании человеческого капитала серьезное место отводится системе профессионального образования, но недооценивать в этом вопросе систему общего образования было бы большой ошибкой. Обеспечение всесторонней социализации детей в условиях школы как раз и закладывает стратегическую основу формирования человеческого капитала. По существу здесь важен модельный подход к решению проблемы обучения – воспитания – развития. Важен интегрированный подход к обеспечению выстраивания модели, когда учитель озадачен не только научить, но и приобщить к правильному проживанию в обществе, привить уверенные творческие навыки. Эти творческие навыки обязательно должны выходить за рамки учебных предметов, обладать метапредметностью.

С методологических позиций для более объемного формирования человеческого капитала, безусловно, актуален проектный подход, когда и учитель, и учащиеся обеспечивают обобщенную структуру деятельности по овладению тем или иным учебным предметом при непременном доминировании исследовательской самостоятельности обучающихся с обязательной всесторонней рефлексией.

Вообще говоря, многие учителя, добивающиеся высоких результатов в обучении и воспитании в значительной мере обеспечивают адекватные подходы к формированию человеческого капитала. К сожалению, не всегда при этом уделяется должное внимание сохранению и развитию здоровья детей.

Наверное человеческий капитал, с которым подростки выходят из стен школы, и есть их всесторонняя качественная подготовка к жизни.

Журнал "Сибирский учитель", №4 (101) 2015 г.

Обновлено 18.08.2015 13:12 Просмотров: 2824
 

Вебинары и он-лайн трансляции

Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2015 г. ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ