Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2014 г. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ


2014 г. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Печать

Внеурочная, внеклассная, внеучебная, внешкольная деятельность очень часто рассматриваются как синонимы всего того, что отличается от школьного урока. Понятно, что это не так, и тем не менее они близки по своим видовым отличиям (безусловно, родовой признак у них один). Отличаются они местом и временем осуществления учебно-воспитательной деятельности, что в определенной мере накладывает отпечаток на содержание и форму проведения мероприятий. В данном номере журнала речь пойдет обо всех указанных видах учебно-воспитательной работы вне школы и вне уроков.

К внеурочной (а лучше — внешкольной) деятельности можно отнести и весь комплекс дополнительного образования детей. Что же объединяет все эти внешкольно-внеучебные направления?

Во-первых, здесь в значительно большей мере уделяется внимание личности каждого ребенка за счет технологий, основанных на доминировании субъектности учащегося. Действительно, каждый ученик во внеурочной деятельности имеет, по существу, свой индивидуальный проект и под руководством педагогов реализует его с обязательным выходом и обсуждением готового продукта.

Во-вторых, при такой организации деятельности педагогов и детей в основу положен принцип добровольности, когда содержание, организационные формы по работе над данным содержанием, а иногда и время определяются на основе интереса каждого учащегося.

В-третьих, в нынешнее время результаты деятельности детей во внеурочных, внешкольных условиях нередко имеют заметную как практическую, так и научную значимость, что делает данную форму организации учебно-воспитательного процесса авторитетной. Безусловно, определенный развал образования в девяностые годы ушедшего века, когда внеурочная деятельность претерпела резкий спад, повлиял на общий уровень данной деятельности, однако благодаря отдельным регионам, работникам образования система сохранила основные, ключевые элементы и сейчас развивается интенсивно.

Тревожат некоторые обстоятельства. Вследствие оптимизации штатных расписаний общеобразовательных школ произошла диффузия бывших учителей во внешкольные структуры. А что в этом тревожащего? Дело в том, что немало из пришедших в эти структуры учителей принесли с собой пассивно-авторитарные формы взаимодействия с детьми, которые, к сожалению, доминируют в школах (учитель авторитарен, а дети — пассивны).

С другой стороны, содержательные аспекты деятельности детей во внеучебно-внешкольной системе пока недостаточно связаны с содержанием школьных стандартов (хотя, поновым ФГОС, эта связь должна быть очень тесной и основополагающей при реализации стандартов).

Проблемы, безусловно, будут возникать, но важно не потерять главное предназначение внеурочной деятельности — обеспечить развитие каждого ребенка, развитие на основе реализации его познавательных интересов.

Журнал «Сибирский учитель»,  № 5 (96) 2014 г.

 

Обновлено 03.03.2015 14:02 Просмотров: 2739
 

Вебинары и он-лайн трансляции

Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2014 г. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ