26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 1. Государственно-общественное управление - ресурс устойчивого повышения качества образования современной образовательной организации" | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 2. Система работы методических объединений и профессиональных ассоциаций преподавателей иностранных языков Новосибирской области " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 3. Функционирование региональных и муниципальных сетевых сообществ как ресурс поддержки региональных программ развития образования " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 4. Роль профессионального сообщества дефектологов в повышении эффективности образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 5. Организация взаимодействия учителей математики Новосибирской области в профессиональной ассоциации и методических объединениях " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 6. Сетевые сообщества учителей естественнонаучных дисциплин и географии как инструмент взаимодействия участников образовательных отношений " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 7. Профессиональные ассоциации и методические объединения педагогов как эффективная форма развития профессиональных компетенций учителей-предметников" | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 8. Создание развивающей профессиональной среды и сопровождение инновационных процессов в образовательных организациях" | 26.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 9. Ключевые аспекты реализации содержания образования предметной области Технология" | 27.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Пленарное заседание. Государственно-общественное управление, профессиональные ассоциации, методические объединения, сетевые сообщества и развитие российского образования" |
Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2014 г. ОТ ОДНООБРАЗИЯ — К МНОГООБРАЗИЮ, ИЛИ ЕЩЕ РАЗ О ШКОЛЬНОМ УРОКЕ


2014 г. ОТ ОДНООБРАЗИЯ — К МНОГООБРАЗИЮ, ИЛИ ЕЩЕ РАЗ О ШКОЛЬНОМ УРОКЕ

Печать

Если мы говорим о нетрадиционном школьном уроке, то, скорее всего, речь идет об уроке, который не вписывается в известную инвариантную «четверку»: комбинированный урок, урок закрепления изученного материала, урок обобщения и систематизации изученного материала, урок контроля и коррекции обученно¬сти детей.

Практика работы мастеров педагогического труда показывает, что при хорошей организации взаимодействия учителя и детей этих общепризнанных типов уроков достаточно для достижения высоких результатов в учебно-воспитательном процессе. Важно при этом регулярно и целесообразно использовать все указанные типы уроков. К сожалению, на практике существенно доминирует комбинированный (пятиэлементный) урок. На этом уроке преобладают пассивно-авторитарные формы работы (учитель по отношению к детям авторитарен, а дети пассивны и в лучшем случае на репродуктивном уровне повторяют то, что рекомендует учитель). Поэтому часто даже небольшое отклонение от этого однообразия уже считается нетрадиционным, что в принципе неверно. Даже регулярное и умелое сочетание многообразных организационных форм учебной деятельности детей (индивидуальной, парной, групповой, фронтальной) еще не является отходом от традиционного урока.

Другое дело, когда проводятся бинарные уроки (один урок по двум образовательным предметам с целью реализации межпредметных связей), уроки «мозгового штурма» (погружение учащихся в обозначенное содержание учебного предмета путем выделения в расписании блока уроков, посвященных только этому предмету); периодически осуществляется смена места проведения уроков (производственный цех, лаборатория научного института или вуза и т. д.) и учителя (не только школьный учитель, но и мастер цеха, медицинский работник, агроном, ученый и т. д.), а также распределение выделенных в рас-писании на данный день учебных занятий (уроков) на полный день в сочетании с другими формами организации досуга, спорта и отдыха детей (в «школах полного дня»).

Весьма интересными являются уроки, подчиненные идее проектного обучения, когда серия занятий посвящена исследованию и получению результата по какой-то научной проблеме.

Безусловно, указанные выше «нетрадиционные» уроки требуют серьезного переосмысления педагогической деятельности учителя, особого творчества и в конечном итоге — высокого профессионализма.

Но эти затраты вполне окупаемы, так как уровень подготовки детей становится не-соизмеримо выше, чем при традиционных, да еще и пассивно-авторитарных, формах работы.

Жирнал «Сибирский учитель»,  № 3 (94) 2014 г.

Обновлено 03.03.2015 14:04 Просмотров: 2148
 


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2014 г. ОТ ОДНООБРАЗИЯ — К МНОГООБРАЗИЮ, ИЛИ ЕЩЕ РАЗ О ШКОЛЬНОМ УРОКЕ