Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2014 г. О ПРОБЛЕМАХ КЛАССИЧЕСКОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПЕДАГОГИК И ИХ ВЗАИМООБОГАЩЕНИИ


2014 г. О ПРОБЛЕМАХ КЛАССИЧЕСКОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПЕДАГОГИК И ИХ ВЗАИМООБОГАЩЕНИИ

Печать

Когда речь заходит о нетрадиционной педагогике, то сразу же актуализируется вопрос о традиционной педагогике, о том, что следует под этим понимать. Часто еще говорят о классической педагогике (имея в виду традиционную). Корни ее заложены в древние времена (Египет, Вавилон, Индия, Китай). Безусловно, основополагающими для классической педагогики явились «Поучение Владимира Мономаха детям», «Великая дидактика» Я. А. Коменского, идеи Джона Локка, И. Ф. Гербарта, наследие М. В. Ломоносова, дидактика и теория воспитания К. Д. Ушинского. Несомненно, уже в советский период — труды П. Я. Гальперина, Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и многих, очень многих других отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Традиционная (классическая) педагогика как раз и сформировалась на основе достижений многотысячного сообщества исследователей. Думаю, вполне объективно ту педагогику, которую мы считаем классической, назвать педагогикой Коменского-Ушинского.

В современных условиях проблема заключается в том, что классическая педагогика в сознании педагогов не представляется и не охватывается единым комплексом. При этом, к сожалению, нет востребованности в таком охвате. Широкие массы учительства в подавляющем большинстве довольствуются бытовым интуитивным подходом к обучению и воспитанию детей, не подозревая о глубоких научно-методических результатах по данной проблеме, которые были получены много лет назад. Контроля за использованием результатов педагогических исследований в школьной практике нет, так как это требует соответствующих компетенций у контролирующего, а в последнее время многие из них даже не имеют педагогического образования. К педагогической теории учительство прибегает тогда, когда, к примеру, следует написать соответствующий самоанализ для аттестации. Сколько существует здесь проблем — известно всем. Даже авторы диссертационных исследований в последние полтора десятилетия в своих работах, к сожалению, не обеспечивают должного анализа состояния педагогической науки.

Теперь о нетрадиционной педагогике (также можно назвать ее альтернативной). К такой педагогике следует относить такие направления в данной науке, которые существенно отличаются от классической педагогики как по принципам, лежащим в их основе, так и по организационным формам учебно-воспитательного процесса, целям и задачам обучения и воспитания детей, функциям учителя и учащихся и т. д.

Такие направления в педагогической науке присутствуют и сегодня. Вспомним Вальдорфскую педагогику (обучение без отметок и учебников, в ее основу заложены антропософские представления, отрицается массовая специализация в школьном возрасте), прагматическую, инструментальную педагогику Д. Дьюи (обучение сводится к игровой и трудовой деятельности, каждое действие ребенка становится инструментом его познания), педагогику сотрудничества (строится на взаимоотношениях всех субъектов образования: семьи, ученика, учителя, школы), музейную педагогику (строится на стыке музееведения, педагогики и психологии), педагогику обучения взрослых (андрагогику) и т. д.

Нетрадиционные педагогики не должны противопоставляться педагогике классической, так как их элементы могут перетекать из одной в другую, обогащая и дополняя друг друга.

Журнал «Сибирский учитель»,  № 4 (95) 2014 г.

Обновлено 03.03.2015 14:03 Просмотров: 1997
 


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2014 г. О ПРОБЛЕМАХ КЛАССИЧЕСКОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПЕДАГОГИК И ИХ ВЗАИМООБОГАЩЕНИИ