2013 г. СЛЕДУЯ НАУЧНОМУ ПОЗНАНИЮ…

Печать

Сколько уже сказано о том, что эффективность учебно-воспитательного процесса значительно возрастает, если обеспечить самостоятельную познавательную деятельность детей.

Столько проведено исследований и написано диссертаций по этому поводу! Процесс организации такой познавательной деятельности обучающихся детей объективно весьма сложен. Начиная с шестидесятых годов ушедшего века в Советском Союзе наиболее интенсивно и полно предлагаются самые разнообразные пути реализации этой деятельности. Хотя идея самостоятельной работы учащихся и собственно их самостоятельность как ведущий принцип обучения (особенно в российской школе) рассматривается с конца XVIII века. Эти вопросы, к примеру, являются центральными в педагогической системе К. Д. Ушинского, у методистов-естественников — А. Н. Бекетова и А. Я. Герда. Но в определенную научно-педагогическую систему организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся складывается к середине XX века под влиянием исследований таких педагогов, психологов и философов, как Н. А. Менчинская, А. В. Усова, В. Г. Разумовский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Г. П. Щедровицкий и т. д. А к восьмидесятым годам ушедшего века просматривается гносеологический подход к организации самостоятельной учебной деятельности детей в школе, то есть когда обучающийся выступает в роли исследователя окружающего мира, а учебный процесс становится с философских позиций процессом познания, процессом творческим.

Действительно, человечество в течение многих сотен лет (даже тысячелетий!), познавая окружающий мир, выработало определенные обобщенные подходы к процессу научного познания. Порой (чаще так и бывает) исследователи и не подозревают, что следуют этим обобщенным подходам. К примеру, в самом обобщенном виде исследователи в области естественных наук следуют такими этапами: исходные данные → ядро теории → следствия → применение на практике. Безусловно, каждый из этапов имеет свое деление, но тоже на обобщенном уровне. Получается, что в этих обобщенных подходах сосредоточена познавательная сущность человека-исследователя. Именно таким образом более полно реализуется познавательный рефлекс «Что такое?».

Вот почему детей, обучающихся в школе, есть смысл приобщить к таким этапам познавательной деятельности, то есть отразить в их учебной деятельности ученого-исследователя, то есть отразить в их познании то, что заложено природой человека. Это серьезная психолого-педагогическая задача. В этом случае мы будем говорить об учебном познании, как отражении научного, ученик становится исследователем, осознавая все его этапы. Такие пути уже разработаны по естественным учебным дисциплинам. Предмет познается не только по параграфам учебника, а по отдельным модулям учебного предмета, которые хорошо вписываются в структуру учебного познания. И хотя новизна открытий, которые сделали учащиеся, носит субъективный характер, эмоциональный фон весьма ощутим. Думаю, что будущее в организации учебно-воспитательного процесса за творческой деятельностью детей в рамках учебного познания.

Журнал «Сибирский учитель»,  № 6 (91) 2013 г.

Обновлено 03.03.2015 14:15 Просмотров: 1892