Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2013 г. О ВОСТРЕБОВАННОСТИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


2013 г. О ВОСТРЕБОВАННОСТИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Печать

Шквал реформ в системе нынешнего общего образования явно отодвинул на задний план фундаментальные, основополагающие идеи психолого-педагогических наук. Идеи, на которых строилось советское (считайте российское) образование до конца восьмидесятых годов XX века на практике охватывали практически все стороны учебно-воспитательного процесса. Автор, учитывая общепринятую терминологию будет использовать такие термины, как «психолого-педагогические науки», «педагогика, психология и дидактика» (хотя известно, что дидактика есть раздел педагогической науки). Если говорить о педагогике, то это прежде всего знаменитые труды С. Т. Шацкого, заложившего идеи детских дошкольных учреждений, организации детского труда и отдыха, приемов работы со «способными учениками». Именно С. Т. Шацкий системно рассмотрел методы педагогического исследования и систему курсового повышения квалификации учителей.

М. Н. Скаткину прежде всего принадлежат разработанные методологические аспекты педагогической науки, идеи организации активного процесса мышления учащихся под руководством учителя. М. Н. Скаткин привел в систему фундаментальные идеи дидактики, идеи политехнического образования, разработал одну из ведущих классификаций методов обучения (совместно с И. Я. Лернером), сформулировал основные положения теории конструирования учебных программ.

И. Я. Лернер наряду с классификацией методов обучения совместно с М. Н. Скаткиным построил теорию построения школьного учебника.

Г. И. Щукина является ведущим разработчиком теории формирования познавательного интереса у учащихся. Теория получила серьезное дальнейшее развитие. Несомненно большой вклад в развитие педагогической науки внес Ю. К. Бабанский, рассмотревший теорию оптимизации учебного процесса. Н. Ф. Талызина в сотрудничестве с П. Я. Гальпериным, рассматривая теорию учения, глубоко исследовала деятельностный подход к психодиагностике познавательной деятельности учащихся, разработала как подходы к управлению процессом усвоения знаний, так и теорию обучающих программ.

Вклад А. В. Усовой в общую педагогику и дидактику физики трудно переоценить: теории межпредметных связей, формирования научных понятий, системы самостоятельных работ учащихся, комплекса обобщенных планов действий учащихся при овладении тем или иным аспектом учебного предмета и т. д.

В. Г. Разумовский в области обучения естественнонаучным дисциплинам (особенно физике) разработал уникальную теорию цикличности, благодаря которой появилась возможность кардинально улучшить обучение этим предметам и создать условия для работы и развития творческих способностей детей.

Я не стремился рассказать обо всех ведущих ученых в области педагогики (что в принципе невозможно в данной ситуации), и приведенные имена — это только попытка слегка прикоснуться к тем направлениям, которые показывают, что даже незначительные масштабы такого рассмотрения говорят о фундаментальности, охватывающей все стороны педагогической деятельности. Можно было бы привести имена еще многих десятков (даже сотен) отечественных, не менее значимых педагогов, внесших и вносящих серьезный вклад в развитие педагогической науки и образования.

Если к ним прибавить труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Л. С. Выготский, С. А. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская и т. д.), то становится ясно, что теоретическая психолого-педагогическая составляющая образования представлена очень полно, глубоко и всесторонне.

Почему же мы, имея такую мощную научную и методическую базу, не достигаем в образовании желаемых результатов?

Причина заключается в том, что научные психолого-педагогические и дидактические идеи часто игнорируются, оставаясь в стороне от учебно-воспитательного процесса. Повсеместно укоренившаяся система работы с детьми (учитель авторитарен и транслирует содержание учебников, а дети пассивно воспринимают монолог учителя) практически не оставляет шансов для использования (внедрения) научных психолого-педагогических и дидактических идей. Эта укоренившаяся система, имея почти четырехсотлетнюю историю, является организационной формой с наиболее меньшими затратами сил. А учитывая нынешний способ увеличения заработной платы учителей (путем пропорционального увеличения нагрузки), состояние проблемы становится очевидным. Кроме этого, срабатывают стереотипы в образовании, подверженность его к инертности.

Как же снять назревшее противоречие между реально существующей системой психолого-педагогических наук и состоянием их внедрения в практику учебно-воспитательного процесса?

Во-первых, необходима мощная, непрерывная и всесторонняя актуализация психолого-педагогических и дидактических идейна уровне практики каждого учителя, каждого работника образования. Это и постоянные семинары, и специально созданные творческие группы, и индивидуальные проекты учителей по внедрению психолого-педагогических идей в школьную практику с последующей их защитой, и мастер-классы ученых-педагогов и психологов и т. д. Важно, чтобы вся деятельность учителей была «пропитана» этими идеями, чтобы они стали востребованными. Индивидуальность и опыт учителя как раз и будет заключаться в особенностях использования науки (при собственных практических наработках).

Во-вторых, управлять различными системами образования должны специалисты, имеющие высокий уровень компетенций в образовательном менеджменте и, непременно, глубоко просвещенные в психолого-педагогической и дидактической составляющей образования. Только такие управленцы будут адекватно восприняты учителями, только они будут объективно услышаны и приняты образовательным сообществом.

В-третьих, решительно перенести центр тяжести приоритетов в системе образования с материально-технической стороны образования на психолого-педагогическую и дидактическую сторону, которая и позволит освоить и внедрить передовые, новаторские технологии. Это не значит, что к материально-технической стороне надо ослабить внимание. Наоборот, этими вопросами следует заниматься еще масштабнее, продуктивнее, но материально-техническая сторона не должна «закрывать» собой то, ради чего дети приходят в школу. Дети приходят в школу для того, чтобы произошло их становление в общечеловеческой культуре, что и является предметом психолого-педагогической и дидактической науки.

«Сибирский учитель», 2013 № 5 (90)

Просмотров: 2010
 


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2013 г. О ВОСТРЕБОВАННОСТИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ