2012 г. ПОТЕРИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО
03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Геймификация образовательного процесса средствами онлайн-сервисов для организации деятельностного подхода (ФГОС ОО)" | 03.09.2018 начинается обучение группы "1" по программе "Методика формирования регулятивных компетенций младших школьников" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Методика формирования коммуникативных компетенций младших школьников" | 03.09.2018 начинается обучение группы "1" по программе "Методика формирования компетенций смыслового чтения младших школьников" | 03.09.2018 начинается обучение группы "1" по программе "Естественнонаучная грамотность как основополагающая метапредметная компетентность" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Арттехнологии в сохранении здоровья учителя и учащихся в информационно-образовательной среде" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Профессиональная ориентация и самоопределение школьника в информационно-образовательной среде учреждения общего образования" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Развитие у обучающихся контекстного мышления: смысловое чтение и активное слушание" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Проблемы и перспективы достижения метапредметных результатов в обучении иностранным языкам" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Технологии организации деятельности учителя физической культуры в сетевых сообществах" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Содержание и технологии преподавания физической культуры обучающимся с отклонениями в состоянии здоровья при реализации ФГОС" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Проектирование и реализация индивидуальных учебных планов в образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Моделирование занятий в системе внеурочной деятельности: особенности структуры и содержания" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике средствами УМК разных авторов" | 03.09.2018 начинается обучение группы "1" по программе "Письменная контрольная работа по математике как средство оценки познавательных УУД" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Формирование умений проектной деятельности в обучении школьников математике по ФГОС ОО" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Курсы метапредметной направленности ФГОС общего образования как основа формирования умения учиться" | 03.09.2018 начинается обучение по программе "Современные учебники по истории России как средство реализации историко-культурного стандарта" |
Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2012 г. ПОТЕРИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


2012 г. ПОТЕРИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Печать

Когда в 1970-1980-е годы мне приходилось общаться с американскими физиками (в новосибирском Академгородке в то время было тесное научное сотрудничество с физиками из США), они удивлялись, что в наших школах (даже на первой ступени обучения - теперь основная школа) дети овладевали материалом, который у них тогда изучался только в специализированных колледжах и вузах. Такое же удивление высказывали ученые из других стран по поводу не только физики, но и других естественнонаучных дисциплин и математики, изучаемых в советской школе. В перестроечный период и в период развала страны помнятся слова одного английского профессора: «Не разрушайте только ваш уровень естественнонаучного и математического образования. Сохраните любыми путями, как пример для всего человечества». Не сохранили. Разрушили. Был произнесен лозунг, абсолютно неверно понятый, о повсеместнойгуманитаризации образования. Предполагалось, что будут актуализированы культурологические аспекты учебных предметов (в том числе и естественнонаучных), однако чиновники в области образования поняли его, как команду усилить обучение гуманитарным наукам в ущерб естественным.

Именно в 1960-1980-е годы (в период наиболее эффективного развития частных дидактик) в рамках обучения естественнонаучным дисциплинам появились фундаментальные, теоретически обоснованные концепции овладения учащимися этими предметами. Например, принцип цикличности при обучении физики (В. Г. Разумовский), концепция генерализации знаний (В. Г. Разумовский), теория формирования научных понятий (А. В. Усова), концепция учебного познания (В. Я. Синенко).

Список концепций естественнонаучного обучения можно еще долго продолжать. Важно отметить, что все они направлены на обеспечение самостоятельной учебной деятельности школьников. Благодаря этим основополагающим идеям уровень подготовки учащихся в те годы был заметно выше, чем за рубежом. А если учесть тот фактор, что все обучение проходило с помощью дидактически продуманного натурного эксперимента (в форме наблюдений, измерений и опытов), то высокое качество образования становится вполне объяснимым. Вспомним слова великого методиста по физике В. Г. Разумовского: «Физику, прежде всего, изучать в школе необходимо тем, кто в жизни с ней не будет иметь дела…». Действительно, физика и другие естественнонаучные дисциплины формируют современное представление о мире, мировоззрении. По мнению большинства специалистов, «секвестированные» программы этих курсов, сокращение учебных часов, отсутствие оборудования для экспериментов совсем не обеспечивают необходимой подготовки детей. Однако исследования и практика ряда учителей показывают, что даже в этих условиях можно привить детям интерес к естественнонаучному образованию, добиться весьма серьезной подготовки по этим предметам, если повсеместно использовать указанные выше технологии обучения (когда школьник становится исследователем, реализуя свой проект). Но для этого необходим учитель нового поколения. Учитель не униженный низкой зарплатой. Учитель с высоким социальным статусом, который много времени тратит на подготовку урока. Тогда наши спутники не будут при запуске падать на землю, пассажиры авиалайнеров будут спокойны за свой полет, корабли не будут тонуть. Россия сама будет производить всю суперсовременную технику, природа не будет загажена отходами от вредных производств. Престиж рабочего на суперсовременном заводе будет высоким. Все это закладывается в школе.

«Сибирский учитель», 2012 № 2 (81)

Просмотров: 2312
 


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2012 г. ПОТЕРИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ