2011 г. ОБУЧАЯ, ВОСПИТЫВАЕМ

Печать

Как найти тот «философский камень», который в системе образования наконец-то позволит решить как проблему интересного самостоятельного учения детей (когда учитель из транслятора готовых знаний превратится в организатора процесса познания каждым ребенком окружающего мира), так и проблему воспитанности детей (когда толерантность в комплексе с гражданственностью и патриотизмом, станут тем мощным социальным фундаментом, который обеспечит надежное, комфортное, безопасное проживание в стране). Древний мыслитель и философ Китая Конфуций утверждал: «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством…».

На решение указанных проблем обучения и воспитания направлены большие усилия советской, а теперь и российской школ в течение очень многих лет. Проведены многочисленные исследования, в которых, безусловно, отражены положительные результаты, но в целом по стране мы не замечаем существенных положительных сдвигов, как в конкретных результатах учебного процесса, так и в вопросах воспитания. Ситуация действительно напоминает тщетные поиски алхимиками еще в XIV, XV, XVI веках «философского камня», позволяющего превращать металлы в золото. Может быть, и в системе образования мы никогда не сможем существенно (как нам хотелось бы) изменить ситуацию в сторону приобретения всеохватывающих познавательного интереса, самостоятельности в процессе овладения знаниями и подавляющей высокого уровня воспитанности в интересах социума?

Видимо, здесь следует признать, что эти проблемы будут актуальны всегда, т. к. общество, развиваясь, будет предъявлять к содержанию и уровню обученности и развитости, а также к уровню воспитанности все новые и новые требования. Другое дело, что все-таки на каждом этапе результаты должны быть значительно заметнее и эффективнее по сравнению с теми, которые мы имеем.

Если трансформации процесса обучения в сторону его улучшения происходят в основном в самой школе (учебном заведении), то на уровень воспитанности детей влияет весь социум, все их окружение и очень часто не в лучшую сторону (улица, средства массовой коммуникации и информации, семья и т. д.). Безусловно, школа может существенно влиять на личность ребенка и его положительную социализацию, но при кардинальном изменении условий пребывания детей в ее стенах и при непременном участии всего социума в проблеме воспитания подрастающего поколения. Другого не дано. И еще. В этой колонке недаром параллельно отражены два основных аспекта в системе образования, их результативность – обученность/развитость и воспитанность. Даже сегодня не прекращаются споры, что является из них первичным. Следует отметить, что если ребенок приобщен к самостоятельному поиску истин, если он получает результат в виде новых знаний, то он испытывает целый комплекс положительных эмоций. Это, как замечено, в конечном итоге способствует формированию толерантности, уважительного отношения к результатам труда. И отрывать обучение от воспитания было бы не только некорректным, но и опасным (вакуума в воспитании не бывает).

Все-таки «философский камень» для решения указанных проблем найден. Найден поисками известных мыслителей в области образования, усилиями учителей - мастеров педагогического труда. Вот только срабатывает он в умелых руках, а для этого необходимо постоянно учиться.

Журнал «Сибирский учитель»,  № 6 (79) 2011 г.

Обновлено 03.03.2015 14:18 Просмотров: 2637
 

Вебинары и он-лайн трансляции

Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города