Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2011 г. ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЕГО КАЧЕСТВА


2011 г. ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЕГО КАЧЕСТВА

Печать

В гносеологическом плане появление различных наук связано с тем, что познать окружающий мир сразу, целиком невозможно: слишком он многогранен. Каждая же грань, в свою очередь, имеет множество своих проявлений и особенностей. Философия, а также гуманитарные, естественные, математические, социологические, психолого-педагогические и другие науки позволяют познать ту или иную грань окружающего нас мира, выявить определенные закономерности сущностных аспектов тех или иных объектов.

Однако выделение отдельных наук в познании окружающей действительности чревато тем, что в сознании познающих людей мир представляется в виде лоскутного разноцветного одеяла, и в этом случае формирование единой картины мира весьма проблематично.

Обобщенное представление о действительности у взрослого человека, активно познающего даже отдельную грань окружающего мира, иногда обеспечивают его умудренность и мотивационная многовекторность. А вот детское мышление, детское восприятие действительности не имеют такого опыта. Школьниками в большинстве случаев мир рассматривается только с позиций той или иной изучаемой ими науки. Формирование же представлений о единой картине мира является очень серьезной проблемой.

Дидактами разработаны пути решения этой проблемы средствами межпредметных связей (МПС). К сожалению, последнее десятилетие, отличающееся резкими и разнообразными реформами в образовании, отодвинуло в самый дальний уголок многие дидактические аспекты, в том числе и уникальные разработки по реализации МПС. В последнее время средства межпредметных связей рассматриваются как определенный уровень интеграции в образовании. Так, выделяются три уровня интеграции: первый уровень (самый важный) -- целостность; второй - синтез; третий - связь. Безусловно, если до второго уровня, а тем более до первого (где учебные предметы синтезируются в своем содержании или даже становятся единым) подняться весьма сложно, то третий уровень (собственно МПС), в целях расширения видения картины мира, просто необходим.

Большие надежды возлагаются на новые стандарты образования, которые предусматривают не просто линейное изучение школьного предмета, а освоение его с учетом методов научного познания в комплексе с другими предметами. Это уже уровень синтеза. Сможем ли мы это реализовать? Это реализовать просто необходимо.

«Сибирский учитель», 2011 № 3 (76)

Просмотров: 1824
 


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2011 г. ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЕГО КАЧЕСТВА