Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2007 г. О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «ОБРАЗОВАНИЕ»


2007 г. О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «ОБРАЗОВАНИЕ»

Печать

Для чего вообще необходим национальный проект в образовании? По словам И. И. Калины, руководителя Департамента в области образовательной политики Министерства образования и науки Российской Федерации, «национальный проект — это мощное попутное течение, которое помогло ускорить движение тех, кто двигался сам и даже сдвинул с места тех, кто пребывал в тихой заводи».

Я очень люблю красивые аналогии. Эта аналогия мне тоже понравилась. Но вот... что же необходимо, чтобы национальный проект «сработал», был эффективен?

Во-первых, поток «попутного течения» должен быть полноводным, то есть средства национального проекта должны быть ощутимыми, иначе для ускорения движения просто не хватит мощности. Думаю, на первом этапе можно согласиться с объемами выплат каждому учителю-номинанту проекта, а вот для учебного заведения этого маловато. Появились желающие отвести «на свои поля» часть потока, увеличив в два, три, а то и в четыре раза цены на школьное оборудование именно в тот момент, когда номинанты — школы-«миллионщики» — были готовы приобрести целые кабинеты (физики, химии, биологии и так далее). Кроме этого, в рамках национального проекта можно было бы хотя бы в полтора раза увеличить оплату и классным руководителям. Вопросы, связанные со школьным автобусом и информатизацией образования, требуют особого обсуждения. Скажу только, что, к сожалению, наличие автобусов или компьютеров проблемы сельских школ решает крайне слабо.

Итак, мы говорили о «полноводности» течения... Есть еще одно обстоятельство, от которого зависит эффективность ускорения движения образовательных учреждений, — это скорость «потока». Другими словами, средства не только должны быть достаточны по объему, но и продвижение их должно быть достаточно быстрым. От длительных финансово-бюрократических проволочек теряется смысл, эмоциональный накал, сформированный мотив участия в конкурсах по национальному проекту. В не меньшей степени этому содействует и переусердствование различных органов в организации проверок и отчетов по использованию школами-номинантами средств от проекта. Я здесь имею в виду не органы управления образованием, которые тоже попадают под тотальные проверки, а силовые органы. Это значительно замедляет скорость прохождения средств.

Снова вернемся к аналогии с попутным течением. Чтобы течение ускорило движение какого-либо предмета, да еще чтобы он увлек другие предметы, надо в поток поместить такой предмет, который сам бы имел начальное движение и был наделен «зацепками» для контакта с другими, неподвижными, застойными предметами (которые находятся в «тихой заводи»). Другими словами, необходим очень тщательный отбор школ и учителей — будущих номинантов национального проекта. А это и есть еще одно из условий (думаю, самое главное) его эффективности. К сожалению, в большинстве случаев средства, выделяемые образовательным учреждениям и отдельным учителям, рассматриваются как премия за хороший труд. Да, элемент поощрительности здесь есть, но все-таки проект предусматривает именно дальнейшее повышение эффективности в деятельности учителя, учреждения и позитивное, результативное влияние на других участников образовательного процесса. К сожалению, отбор победителей, номинантов проекта требует пересмотра. Здесь, на мой взгляд, должен доминировать анализ живой деятельности, а не бумажной информации, широкое привлечение общественных советов, родительской общественности. Когда же мы говорим о школах-номинантах, то, наряду с указанными выше представителями экспертизы, не следует гнушаться и мнением муниципальных органов управления образованием.

Журнал «Сибирский учитель» №2(50)2007г.

Обновлено 19.01.2015 12:08 Просмотров: 1721
 


Наш институт Слово ректора Мысли об актуальном в образовании 2007 г. О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «ОБРАЗОВАНИЕ»