2005 г. СЛОВО ОБ УРОКЕ - ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО
03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Геймификация образовательного процесса средствами онлайн-сервисов для организации деятельностного подхода (ФГОС ОО)" | 03.09.2018 начинается обучение группы "1" по программе "Методика формирования регулятивных компетенций младших школьников" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Методика формирования коммуникативных компетенций младших школьников" | 03.09.2018 начинается обучение группы "1" по программе "Методика формирования компетенций смыслового чтения младших школьников" | 03.09.2018 начинается обучение группы "1" по программе "Естественнонаучная грамотность как основополагающая метапредметная компетентность" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Арттехнологии в сохранении здоровья учителя и учащихся в информационно-образовательной среде" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Профессиональная ориентация и самоопределение школьника в информационно-образовательной среде учреждения общего образования" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Развитие у обучающихся контекстного мышления: смысловое чтение и активное слушание" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Проблемы и перспективы достижения метапредметных результатов в обучении иностранным языкам" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Технологии организации деятельности учителя физической культуры в сетевых сообществах" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Содержание и технологии преподавания физической культуры обучающимся с отклонениями в состоянии здоровья при реализации ФГОС" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Проектирование и реализация индивидуальных учебных планов в образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Моделирование занятий в системе внеурочной деятельности: особенности структуры и содержания" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике средствами УМК разных авторов" | 03.09.2018 начинается обучение группы "1" по программе "Письменная контрольная работа по математике как средство оценки познавательных УУД" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Формирование умений проектной деятельности в обучении школьников математике по ФГОС ОО" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Курсы метапредметной направленности ФГОС общего образования как основа формирования умения учиться" | 03.09.2018 начинается обучение по программе "Современные учебники по истории России как средство реализации историко-культурного стандарта" |
Наш институт Слово ректора


2005 г. СЛОВО ОБ УРОКЕ

Печать

Урок не претерпел по своим структурным и организационным позициям таких кар   динальных изменений, как, скажем, типы образовательных учреждений, экономическая основа организации обучения и т. д. Вернее сказать, он претерпевает изменения, но они происходят более плавно, менее заметно.

Будучи фундаментальным, интегрирующим элементом образования, урок обеспечивает его стабильность.

Однако это не означает, что урок неприкосновенен и его трансформация происходит сама собой. Если снизить уровень внимания к совершенствованию урока (его структуре, организации познавательной деятельности учащихся и т. д.), то он зачастую принимает характер традиционной пятиэлементной структуры с преобладанием пассивно-авторитарных форм работы учащихся (организационный момент ® опрос по домашнему заданию ® объяснение нового материала ® закрепление изученного ® домашнее задание). Негативными факторами являются не столько эти элементы (они в той или иной мере, в различной последовательности могут быть, а некоторые из них даже обязаны присутствовать), сколько то, что, в силу устоявшихся традиций и инертности, эти элементы практически по всем предметам следуют в одной и той же последовательности из урока в урок.

Почему же так живуч пятиэлементный урок с преобладанием пассивных форм работы?

Во-первых, это урок с минимальными затратами творческой энергии.

В нынешних социально-экономических условиях, когда учитель имеет чудовищно низкую заработную плату, он вынужден для выживания работать на полторы — две ставки  или подрабатывать в различных коммерческих организациях. О какой творческой деятельности при подготовке к современному уроку может идти речь?

Однако корни живучести «лёгкого» традиционного урока не только в этом. По крайней мере, можно выделить ещё два фактора. Один из них — перенос предшествующего опыта учителя в педагогическую деятельность.

Каждый школьник за время обучения посещает более десяти тысяч уроков. Это позволяет очень глубоко, чуть ли не на подсознательном уровне усвоить и принять обобщённую структуру урока. Каждый из выпускников школы — это некий «готовый учитель».

Наконец, ещё один фактор прочного укоренения традиционного урока с пассивными формами работы — уровень профессионализма учителя. Декларативные призывы обеспечивать активную познавательную деятельность ребят на уроке мало что могут изменить, если у учителя нет соответствующей подготовки. Для этого необходимы чёткие способы, механизмы обеспечения этой активности и владение ими.

Современный урок как организационная форма деятельности по своим концептуальным основаниям был разработан в 60—80-е годы ушедшего столетия. В этот период по основным параметрам (типы образовательных учреждений, содержание обучения, средства обучения) образование было унифицированным, вследствие чего основное внимание уделялось уроку.

Кардинальные изменения в образовании, начавшиеся около десяти лет назад и коснувшиеся его глобальных аспектов, несколько отодвинули в сторону проблему урока.

Сегодня подавляющее большинство учащихся получают готовые знания, урок ведётся в форме монолога учителя. Если такой подход осуществлять регулярно и в течение длительного времени, то мы получаем ряд негативных последствий: неспособность учащихся к анализу, к самостоятельному осмыслению информации, к принятию независимых решений и т. д.

Нарастает утомляемость учащихся.

Учащиеся устают не столько от больших объемов осваиваемого материала, сколько от несовершенства технологии урока, от методического однообразия и пассивности.

Однообразие и пассивность в учебной деятельности не только неприятны в организационно-педагогическом аспекте, но и очень опасны для здоровья школьников.

Мы много говорим о слиянии процесса обучения и воспитания. Решение этой проблемы — в организации исследовательской, активной познавательной деятельности учащихся на уроках.

Время ещё не упущено. Есть, у нас и учителя, для которых обновление урока даже и в современных условиях остаётся в центре их педагогических интересов. Актуальными стали научные исследования в этой области. Думаю, сегодня очень важно, используя опыт этих учителей и научные разработки, поднять всеобщий интерес к уроку, к его обновлению, сделать его предметом особой заботы науки и организаторов образования.

Журнал «Сибирский учитель» № 5(41)  2005г.

Обновлено 19.01.2015 12:12 Просмотров: 2470
 


Наш институт Слово ректора