26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 1. Государственно-общественное управление - ресурс устойчивого повышения качества образования современной образовательной организации" | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 2. Система работы методических объединений и профессиональных ассоциаций преподавателей иностранных языков Новосибирской области " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 3. Функционирование региональных и муниципальных сетевых сообществ как ресурс поддержки региональных программ развития образования " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 4. Роль профессионального сообщества дефектологов в повышении эффективности образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 5. Организация взаимодействия учителей математики Новосибирской области в профессиональной ассоциации и методических объединениях " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 6. Сетевые сообщества учителей естественнонаучных дисциплин и географии как инструмент взаимодействия участников образовательных отношений " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 7. Профессиональные ассоциации и методические объединения педагогов как эффективная форма развития профессиональных компетенций учителей-предметников" | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 8. Создание развивающей профессиональной среды и сопровождение инновационных процессов в образовательных организациях" | 26.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 9. Ключевые аспекты реализации содержания образования предметной области Технология" | 27.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Пленарное заседание. Государственно-общественное управление, профессиональные ассоциации, методические объединения, сетевые сообщества и развитие российского образования" |
Наш институт Слово ректора


2005 г. СЛОВО ОБ УРОКЕ

Печать

Урок не претерпел по своим структурным и организационным позициям таких кар   динальных изменений, как, скажем, типы образовательных учреждений, экономическая основа организации обучения и т. д. Вернее сказать, он претерпевает изменения, но они происходят более плавно, менее заметно.

Будучи фундаментальным, интегрирующим элементом образования, урок обеспечивает его стабильность.

Однако это не означает, что урок неприкосновенен и его трансформация происходит сама собой. Если снизить уровень внимания к совершенствованию урока (его структуре, организации познавательной деятельности учащихся и т. д.), то он зачастую принимает характер традиционной пятиэлементной структуры с преобладанием пассивно-авторитарных форм работы учащихся (организационный момент ® опрос по домашнему заданию ® объяснение нового материала ® закрепление изученного ® домашнее задание). Негативными факторами являются не столько эти элементы (они в той или иной мере, в различной последовательности могут быть, а некоторые из них даже обязаны присутствовать), сколько то, что, в силу устоявшихся традиций и инертности, эти элементы практически по всем предметам следуют в одной и той же последовательности из урока в урок.

Почему же так живуч пятиэлементный урок с преобладанием пассивных форм работы?

Во-первых, это урок с минимальными затратами творческой энергии.

В нынешних социально-экономических условиях, когда учитель имеет чудовищно низкую заработную плату, он вынужден для выживания работать на полторы — две ставки  или подрабатывать в различных коммерческих организациях. О какой творческой деятельности при подготовке к современному уроку может идти речь?

Однако корни живучести «лёгкого» традиционного урока не только в этом. По крайней мере, можно выделить ещё два фактора. Один из них — перенос предшествующего опыта учителя в педагогическую деятельность.

Каждый школьник за время обучения посещает более десяти тысяч уроков. Это позволяет очень глубоко, чуть ли не на подсознательном уровне усвоить и принять обобщённую структуру урока. Каждый из выпускников школы — это некий «готовый учитель».

Наконец, ещё один фактор прочного укоренения традиционного урока с пассивными формами работы — уровень профессионализма учителя. Декларативные призывы обеспечивать активную познавательную деятельность ребят на уроке мало что могут изменить, если у учителя нет соответствующей подготовки. Для этого необходимы чёткие способы, механизмы обеспечения этой активности и владение ими.

Современный урок как организационная форма деятельности по своим концептуальным основаниям был разработан в 60—80-е годы ушедшего столетия. В этот период по основным параметрам (типы образовательных учреждений, содержание обучения, средства обучения) образование было унифицированным, вследствие чего основное внимание уделялось уроку.

Кардинальные изменения в образовании, начавшиеся около десяти лет назад и коснувшиеся его глобальных аспектов, несколько отодвинули в сторону проблему урока.

Сегодня подавляющее большинство учащихся получают готовые знания, урок ведётся в форме монолога учителя. Если такой подход осуществлять регулярно и в течение длительного времени, то мы получаем ряд негативных последствий: неспособность учащихся к анализу, к самостоятельному осмыслению информации, к принятию независимых решений и т. д.

Нарастает утомляемость учащихся.

Учащиеся устают не столько от больших объемов осваиваемого материала, сколько от несовершенства технологии урока, от методического однообразия и пассивности.

Однообразие и пассивность в учебной деятельности не только неприятны в организационно-педагогическом аспекте, но и очень опасны для здоровья школьников.

Мы много говорим о слиянии процесса обучения и воспитания. Решение этой проблемы — в организации исследовательской, активной познавательной деятельности учащихся на уроках.

Время ещё не упущено. Есть, у нас и учителя, для которых обновление урока даже и в современных условиях остаётся в центре их педагогических интересов. Актуальными стали научные исследования в этой области. Думаю, сегодня очень важно, используя опыт этих учителей и научные разработки, поднять всеобщий интерес к уроку, к его обновлению, сделать его предметом особой заботы науки и организаторов образования.

Журнал «Сибирский учитель» № 5(41)  2005г.

Обновлено 19.01.2015 12:12 Просмотров: 2225
 


Наш институт Слово ректора