26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 1. Государственно-общественное управление - ресурс устойчивого повышения качества образования современной образовательной организации" | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 2. Система работы методических объединений и профессиональных ассоциаций преподавателей иностранных языков Новосибирской области " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 3. Функционирование региональных и муниципальных сетевых сообществ как ресурс поддержки региональных программ развития образования " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 4. Роль профессионального сообщества дефектологов в повышении эффективности образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 5. Организация взаимодействия учителей математики Новосибирской области в профессиональной ассоциации и методических объединениях " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 6. Сетевые сообщества учителей естественнонаучных дисциплин и географии как инструмент взаимодействия участников образовательных отношений " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 7. Профессиональные ассоциации и методические объединения педагогов как эффективная форма развития профессиональных компетенций учителей-предметников" | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 8. Создание развивающей профессиональной среды и сопровождение инновационных процессов в образовательных организациях" | 26.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 9. Ключевые аспекты реализации содержания образования предметной области Технология" | 27.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Пленарное заседание. Государственно-общественное управление, профессиональные ассоциации, методические объединения, сетевые сообщества и развитие российского образования" |
Наш институт Слово ректора


2001 г. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА-ПРОФЕССИОНАЛА В АСПЕКТЕ ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА СИСТЕМУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Печать

Многочисленные современные исследования наводят на мысль о том, что развитие личности педагога-профессионала необходимо рассматривать как интегральный показатель двух процессов:

• онтогенетического (т.е. развитие личности на всем жизненном пути) и ее профессионализация — процесс выбора и овладения профессией, а также непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков. Именно на этих позициях и строятся разнообразные психологические модели профессионального развития.

В связи с этим выделяются три основных постулата, каждый из которых имеет определенное практическое значение:

1. Успешность профессионализации определяется степенью соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии.

2. Степень соответствия индивидуальных особенностей и профессиональных требований определяет уровень интереса к профессии, удовлетворенности в ней, стремления к профессиональному совершенствованию.

3. Профессионализация реализуется на всем продолжении профессионального пути развития личности.

Динамичность процессов, происходящих в современном обществе, в определенной мере отражается изменениями в общественном сознании, где постепенно утверждается мысль о широте и гибкости профессиональной переподготовки специалистов, о сохранении психического и физического здоровья педагогических кадров, о умении решать нестандартные задачи. Вследствие этого любого специалиста в области специального образования должен характеризовать непосредственно выраженный индивидуально-личностный подход, что является насущным требованием времени и не зависит от доминирующих образовательных парадигм.

Характерной чертой развития современной системы специального образования является ориентация образовательных программ на высококачественное обучение специалистов различной квалификации:

• логопедов;

• олигофренопедагогов;

• тифлопедагогов;

• сурдопедагогов;

• специальных психологов.

Об этом свидетельствуют утвержденные 14 апреля 2000 года Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

Разработка и принятие такого рода документов служат своеобразным индикатором изменения общественного сознания, поворота общества к  проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья, которых на 1999 год, по данным управления реабилитационных служб и специального образования Минобразования РФ, проживает 1,6 миллиона, т.е. 4,5% от общей численности населения РФ, из них: 352,9 тыс. посещают дошкольные учреждения компенсирующего вида, 282,2 тыс. обучаются в 1 905 школах восьми видов, 203 тыс. — в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ и 2,5 тыс. — в общих классах.

С целью сохранения психического и физического здоровья этих детей общество предлагает прогрессивные законодательные акты, такие, например, как принятие закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья или о специальном образовании, работа над принятием которого продолжается без малого 5 лет.

Подготовлен и обсужден на Всероссийском совещании специалистов проект Государственного стандарта общего среднего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Разрабатываются концепция реформирования системы специального образования, концепция службы специальной психологии в образовании, и многие другие организационные документы.

Но все эти изменения могут попросту, не коснувшись нас, пройти мимо по одной лишь простой причине — нехватка профессионально подготовленных кадров для системы специального образования. Поэтому с целью удовлетворения части региональной потребности в кадрах специального образования система повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Новосибирской области находится на пути принятия непосредственных и социально обусловленных решений о расширении спектра и охвата профессиональной переподготовкой в области коррекционной педагогики и специальной психологии.

Не секрет, что достижение нового качества образования специалистов должно стать средством изменения педагогического мировоззрения, что особенно актуально для профессионального становления лиц, пришедших в систему специального образования из ряда «смежных областей» педагогики и психологии. Поэтому важнейшей социально значимой задачей является адресная профессиональная поддержка педагога со студенческой скамьи до завершения активной педагогической карьеры. В этом случае главной целью является формирование разносторонне развитой, профессионально пригодной личности, способной не только реализовать свой творческий потенциал, но и актуализировать потенциал аномального ребенка, способной работать с оптимальной отдачей в экстренных социально-экономических условиях с целью достижения высшего стремления к реализации общественно значимых интересов.

Открытость современного общества для диалога с зарубежными партнерами показывает, что, получив университетское образование, человек получает 2 или 3 сертификата о профессиональной переподготовке в рамках углубленной специализации. Это своеобразная норма поведения человека, обладающего потенциалом, человека самореализующегося.

Однако возникающие в общественном сознании идеи о непосредственном переносе тех или иных моделей для реализации в отечественной практике специального образования, несмотря на кажущееся многообразие, вариативность форм и профилей подготовки специалистов, не позволяют быть уверенным в их профессиональной компетентности. Исходя из принципа «единообразия понимания через многообразие проявлений», встает вопрос о выработке единой идеологии в сфере специального образования, что особенно важно на современном этапе развития общества, характеризующимсязасилием зарубежных неадаптированных технологий. Педагоги и психологи специального образования в силу своей профессиональной компетенции не должны допускать в первую очередь ошибочных с методологической точки зрения действий, направленных якобы «во благо» ребенку, нуждающемуся в психолого-педагогическом сопровождении. Поэтому сдерживание необоснованной «инновационной» деятельности является важной задачей, решение которой зависит от сформированности целостного научного мировоззрения, педагогической культуры, психологической этики и других важных составляющих, характеризующих педагога-профессионала.

Нельзя не отметить, что после выездного заседания научно-методического совета по специальному образованию Минобразования РФ заместителем министра Еленой Евгеньевной Чепурных была отмечена направленная работа Управления образования администрации Новосибирской области, Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии в области подготовки кадров специального образования в регионе.

Что касается дальнейшего развития отрасли, то приоритетным направлением является профессиональная переподготовка специалистов дефектологического профиля.

Специалисты, преподаватели направленно занимаются научно-исследовательской работой, готовят к защите диссертационные исследования по актуальным проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии. Все это способствует росту профессиональной компетенции и улучшению качества работы преподавателей. Научный коллектив не раз выступал в роли ведущей организации по приглашению диссертационных советов Новосибирска, Екатеринбурга. К сотрудникам кафедры неоднократно обращались коллеги с просьбой дать научно обоснованный отзыв на то или иное диссертационное исследование, выполненное на обширных просторах России от Санкт-Петербурга и Москвы до Иркутска и Красноярска.

Постоянное ознакомление с передовыми научными исследованиями, многочисленные научные публикации сотрудников, их отношение к коллегам и являются залогом профессионализма в области знаний, именуемой «Коррекционная педагогика и специальная психология».

Журнал «Сибирский учитель» № 2(12)  2001г.

Обновлено 19.01.2015 12:10 Просмотров: 2235
 


Наш институт Слово ректора