Наш институт Слово ректора


2001 г. ОДАРЕННОСТЬ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Печать

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность — непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект  дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними.

В настоящее время в Новосибирской области в плане развития одаренности проводится большая и плодотворная работа. Созданы и успешно функционируют гимназии, лицеи, специализированные школы. Учреждения дополнительного образования осваивают новые программы и технологии по развитию одаренности у детей. В городе Новосибирске проходит ряд акций по программе «Одаренные дети». Сибирская Ярмарка в рамках выставки «УчСиб — 2001» представляла направление: специальные образовательные потребности. Под руководством преподавателей и методистов НИПКиПРО регулярно проходят курсы повышения квалификации для педагогов различных категорий, конференции, семинары, «круглые столы» по проблеме развития творческого потенциала личности.

Вместе с тем, практика последних лет работы с одаренными детьми в нашей области показывает, что пока традиционные приемы школьного обучения и воспитания далеки от задачи развития творческого потенциала растущей личности. Наблюдения, выборочные эксперименты, проведенные за это время, наглядно иллюстрируют, насколько сложно и хлопотно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, порой доставляющим школе много трудностей. Постепенно выявляются механизмы, формирующие у одаренного ребенка синдром избегания, маскировки своих возможностей.

По опыту работы отдельных городских гимназий видно, что развитие одаренного ребенка может быть задержано системой репродуктивных упражнений и формальных требований. Сказывается то, что на практике обучение одаренных детей ведется пока интуитивно, опираясь лишь на инициативу отдельных учителей, ученых, музыкантов, художников и т.д. Подбор в колледжи, гимназии, лицеи до сих пор не имеет единых научно обоснованных критериев, он ведется во многом на основе устаревших критериев.

Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.

Практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса.

В заключение необходимо напомнить, что работа учителя с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства учителя, гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Журнал «Сибирский учитель» № 3(13)  2001г.

Обновлено 19.01.2015 12:11 Просмотров: 2188
 


Наш институт Слово ректора