2000 г. УЧИТЕЛЬ. ПЕДАГОГ. ВОСПИТАТЕЛЬ (о знаменитом педагоге Стале Анатольевиче Шмакове) - ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО
03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Геймификация образовательного процесса средствами онлайн-сервисов для организации деятельностного подхода (ФГОС ОО)" | 03.09.2018 начинается обучение группы "1" по программе "Методика формирования регулятивных компетенций младших школьников" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Методика формирования коммуникативных компетенций младших школьников" | 03.09.2018 начинается обучение группы "1" по программе "Методика формирования компетенций смыслового чтения младших школьников" | 03.09.2018 начинается обучение группы "1" по программе "Естественнонаучная грамотность как основополагающая метапредметная компетентность" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Арттехнологии в сохранении здоровья учителя и учащихся в информационно-образовательной среде" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Профессиональная ориентация и самоопределение школьника в информационно-образовательной среде учреждения общего образования" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Развитие у обучающихся контекстного мышления: смысловое чтение и активное слушание" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Проблемы и перспективы достижения метапредметных результатов в обучении иностранным языкам" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Технологии организации деятельности учителя физической культуры в сетевых сообществах" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Содержание и технологии преподавания физической культуры обучающимся с отклонениями в состоянии здоровья при реализации ФГОС" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Проектирование и реализация индивидуальных учебных планов в образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Моделирование занятий в системе внеурочной деятельности: особенности структуры и содержания" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике средствами УМК разных авторов" | 03.09.2018 начинается обучение группы "1" по программе "Письменная контрольная работа по математике как средство оценки познавательных УУД" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Формирование умений проектной деятельности в обучении школьников математике по ФГОС ОО" | 03.09.2018 начинается обучение группы "2" по программе "Курсы метапредметной направленности ФГОС общего образования как основа формирования умения учиться" | 03.09.2018 начинается обучение по программе "Современные учебники по истории России как средство реализации историко-культурного стандарта" |
Наш институт Слово ректора


2000 г. УЧИТЕЛЬ. ПЕДАГОГ. ВОСПИТАТЕЛЬ (о знаменитом педагоге Стале Анатольевиче Шмакове)

Печать

Сталь Анатольевич Шмаков. В этом имени для многотысячной армии учителей, преподавателей педвузов и педколледжей, ученых педагогов и психологов в одно целое сливаются, интегрируются глубочайший гуманизм, профессионализм, честность, уникальное творчество и громадная работоспособность. О Стале Анатольевиче говорить и писать, с одной стороны, легко, так как все идет от чистого сердца, без малейшего лукавства, а с другой — тяжело: слишком велика ответственность. Хорошо, что в этом журнале о нем скажут свое слово многие его коллеги и ученики: картина жизни Сталя Анатольевича будет более объемной и полной. Глубоко уверен, что это только скромное начало изучения, анализа и обобщения деятельности и наследия Великого Педагога.

Чем отличается настоящий, истинный Учитель от учителя случайного, несостоявшегося, но продолжающего свое «педагогическое ремесло»? Отличий очень много. Но самое главное, что лежит в основе всех различий, — это любовь к детям. Любовь чуть ли не на генетическом уровне, с малых лет основанная на уважении к человеку. Остальные качества учителя как бы следуют из этой доминанты, являющейся мощным мотивом к овладению профессиональными навыками и постоянному их совершенствованию. Этот процесс обратим: любовь и уважение к детям в процессе повышения других профессиональных качеств усиливаются. Такой учитель становится не только прекрасным «предметником», но самое главное — любимым детьми Воспитателем. В таком Учителе понятие «Предметник» и «Воспитатель» неразрывны: процессы познания ребенком окружающего мира и вхождения ребенка в этот мир у него неразделимы.

Как раз таким Учителем, Педагогом, Воспитателем был Сталь Анатольевич Шмаков. Таким он останется в сознании своих коллег и многотысячных благодарных учеников, таким он останется в содержании своих многогранных научных трудов. Он вырос в удивительной семье, где все было пропитано верой в возможности каждого человека и гуманизмом. Вот начало начал становления будущего педагога!

Являясь Учителем учителей, Сталь Анатольевич свою любовь к детям переносил на студентов. К сожалению, на нашем потоке физико-математического факультета Новосибирского пединститута Сталь Анатольевич вел только дважды педагогическую практику. Но общение с таким мастером именно в условиях школы даже в столь короткое время для нашей будущей педагогической деятельности дало несоизмеримо больше, чем назидательные лекции того времени по педагогике и методикам. Хорошо помнятся его советы: «Постарайтесь понять ученика, постоянно становитесь на его место...» ; «Организуйте урок так, чтобы решение изучаемой проблемы находить вместе с детьми...» ; «Не спешите все сделать за ученика, дайте ему возможность раскрыться. Умейте терпеливо слушать ребенка, иначе он всегда будет молчать...» ; «Умейте смотреть на мир глазами детей...» и т.д. Удивительно, но столь актуальные сегодня эти положения мы позже найдем в трудах крупнейших психологов и педагогов. Да, Сталь Анатольевич является крупнейшим, ведущим ученым в этой области педагогической науки. Однако он столько же значим во всех других областях теории воспитания и дидактики. Высочайший гуманизм, истинная внутренняя культура, широчайшая эрудиция позволили ему стать востребованным во всех сферах педагогической деятельности: лекции и практические занятия по педагогике, научно-практические конференции студентов и преподавателей, тренировочные лагеря для студентов, смотры художественной самодеятельности, различные праздники, капустники и т.д. и т.п.

К нему за советом обращались студенты и преподаватели. Удивительно, но при такой громадной загруженности он оказывал помощь, беседовал со студентом так, как будто в этот день это было его единственным делом, к которому он готовился ответственно, основательно. Это всегда был каскад мысли, конкретных предложений, эмоций на фоне неподдельного уважения к тому, с кем он общался. Очень кратко круг педагогических интересов Сталя Анатольевича можно бы выразить такими понятиями: деятельность, общение, игра.

Истинный Учитель, Педагог, Воспитатель всегда значим своими учениками. У Сталя Анатольевича их много — десятки и сотни тысяч. В каждом из них крупица этого замечательного Человека. Низкий ему поклон и Вечная Память.

Журнал «Сибирский учитель» №7(11)  2000г.

Обновлено 19.01.2015 12:10 Просмотров: 2539
 


Наш институт Слово ректора