26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 1. Государственно-общественное управление - ресурс устойчивого повышения качества образования современной образовательной организации" | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 2. Система работы методических объединений и профессиональных ассоциаций преподавателей иностранных языков Новосибирской области " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 3. Функционирование региональных и муниципальных сетевых сообществ как ресурс поддержки региональных программ развития образования " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 4. Роль профессионального сообщества дефектологов в повышении эффективности образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 5. Организация взаимодействия учителей математики Новосибирской области в профессиональной ассоциации и методических объединениях " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 6. Сетевые сообщества учителей естественнонаучных дисциплин и географии как инструмент взаимодействия участников образовательных отношений " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 7. Профессиональные ассоциации и методические объединения педагогов как эффективная форма развития профессиональных компетенций учителей-предметников" | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 8. Создание развивающей профессиональной среды и сопровождение инновационных процессов в образовательных организациях" | 26.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 9. Ключевые аспекты реализации содержания образования предметной области Технология" | 27.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Пленарное заседание. Государственно-общественное управление, профессиональные ассоциации, методические объединения, сетевые сообщества и развитие российского образования" |
Наш институт Слово ректора


2000 г. УЧИТЕЛЬ. ПЕДАГОГ. ВОСПИТАТЕЛЬ (о знаменитом педагоге Стале Анатольевиче Шмакове)

Печать

Сталь Анатольевич Шмаков. В этом имени для многотысячной армии учителей, преподавателей педвузов и педколледжей, ученых педагогов и психологов в одно целое сливаются, интегрируются глубочайший гуманизм, профессионализм, честность, уникальное творчество и громадная работоспособность. О Стале Анатольевиче говорить и писать, с одной стороны, легко, так как все идет от чистого сердца, без малейшего лукавства, а с другой — тяжело: слишком велика ответственность. Хорошо, что в этом журнале о нем скажут свое слово многие его коллеги и ученики: картина жизни Сталя Анатольевича будет более объемной и полной. Глубоко уверен, что это только скромное начало изучения, анализа и обобщения деятельности и наследия Великого Педагога.

Чем отличается настоящий, истинный Учитель от учителя случайного, несостоявшегося, но продолжающего свое «педагогическое ремесло»? Отличий очень много. Но самое главное, что лежит в основе всех различий, — это любовь к детям. Любовь чуть ли не на генетическом уровне, с малых лет основанная на уважении к человеку. Остальные качества учителя как бы следуют из этой доминанты, являющейся мощным мотивом к овладению профессиональными навыками и постоянному их совершенствованию. Этот процесс обратим: любовь и уважение к детям в процессе повышения других профессиональных качеств усиливаются. Такой учитель становится не только прекрасным «предметником», но самое главное — любимым детьми Воспитателем. В таком Учителе понятие «Предметник» и «Воспитатель» неразрывны: процессы познания ребенком окружающего мира и вхождения ребенка в этот мир у него неразделимы.

Как раз таким Учителем, Педагогом, Воспитателем был Сталь Анатольевич Шмаков. Таким он останется в сознании своих коллег и многотысячных благодарных учеников, таким он останется в содержании своих многогранных научных трудов. Он вырос в удивительной семье, где все было пропитано верой в возможности каждого человека и гуманизмом. Вот начало начал становления будущего педагога!

Являясь Учителем учителей, Сталь Анатольевич свою любовь к детям переносил на студентов. К сожалению, на нашем потоке физико-математического факультета Новосибирского пединститута Сталь Анатольевич вел только дважды педагогическую практику. Но общение с таким мастером именно в условиях школы даже в столь короткое время для нашей будущей педагогической деятельности дало несоизмеримо больше, чем назидательные лекции того времени по педагогике и методикам. Хорошо помнятся его советы: «Постарайтесь понять ученика, постоянно становитесь на его место...» ; «Организуйте урок так, чтобы решение изучаемой проблемы находить вместе с детьми...» ; «Не спешите все сделать за ученика, дайте ему возможность раскрыться. Умейте терпеливо слушать ребенка, иначе он всегда будет молчать...» ; «Умейте смотреть на мир глазами детей...» и т.д. Удивительно, но столь актуальные сегодня эти положения мы позже найдем в трудах крупнейших психологов и педагогов. Да, Сталь Анатольевич является крупнейшим, ведущим ученым в этой области педагогической науки. Однако он столько же значим во всех других областях теории воспитания и дидактики. Высочайший гуманизм, истинная внутренняя культура, широчайшая эрудиция позволили ему стать востребованным во всех сферах педагогической деятельности: лекции и практические занятия по педагогике, научно-практические конференции студентов и преподавателей, тренировочные лагеря для студентов, смотры художественной самодеятельности, различные праздники, капустники и т.д. и т.п.

К нему за советом обращались студенты и преподаватели. Удивительно, но при такой громадной загруженности он оказывал помощь, беседовал со студентом так, как будто в этот день это было его единственным делом, к которому он готовился ответственно, основательно. Это всегда был каскад мысли, конкретных предложений, эмоций на фоне неподдельного уважения к тому, с кем он общался. Очень кратко круг педагогических интересов Сталя Анатольевича можно бы выразить такими понятиями: деятельность, общение, игра.

Истинный Учитель, Педагог, Воспитатель всегда значим своими учениками. У Сталя Анатольевича их много — десятки и сотни тысяч. В каждом из них крупица этого замечательного Человека. Низкий ему поклон и Вечная Память.

Журнал «Сибирский учитель» №7(11)  2000г.

Обновлено 19.01.2015 12:10 Просмотров: 2281
 


Наш институт Слово ректора