26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 1. Государственно-общественное управление - ресурс устойчивого повышения качества образования современной образовательной организации" | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 2. Система работы методических объединений и профессиональных ассоциаций преподавателей иностранных языков Новосибирской области " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 3. Функционирование региональных и муниципальных сетевых сообществ как ресурс поддержки региональных программ развития образования " | 26.04.2018 в 09:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 4. Роль профессионального сообщества дефектологов в повышении эффективности образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 5. Организация взаимодействия учителей математики Новосибирской области в профессиональной ассоциации и методических объединениях " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 6. Сетевые сообщества учителей естественнонаучных дисциплин и географии как инструмент взаимодействия участников образовательных отношений " | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 7. Профессиональные ассоциации и методические объединения педагогов как эффективная форма развития профессиональных компетенций учителей-предметников" | 26.04.2018 в 11:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 8. Создание развивающей профессиональной среды и сопровождение инновационных процессов в образовательных организациях" | 26.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Секция 9. Ключевые аспекты реализации содержания образования предметной области Технология" | 27.04.2018 в 10:00 по московскому времени запланирован межрегиональный вебинар по теме "Пленарное заседание. Государственно-общественное управление, профессиональные ассоциации, методические объединения, сетевые сообщества и развитие российского образования" |
Наш институт Слово ректора


2000 г. ПОНЯТЬ МИР, ПОНЯТЬ ДРУГОГО

Печать

В последние годы человечество постоянно задумывается над проблемами совместного проживания на нашей маленькой и хрупкой планете. В мире происходит усиление фактической взаимозависимости, обусловленной наличием для всех жителей планеты одной и той же атмосферы, взаимосвязанных и взаимопроникающих водных ресурсов. Животный мир не знает межгосударственных границ, как не знают этих границ и распространяющиеся болезни. Спутниковые телекоммуникации создали единое мировое информационное поле, которое, безусловно, взаимозависимость всех проживающих на планете делает еще более предметной и тесной. Невозможно препятствовать (а надо ли?) взаимопроникновению культур различных народов, что, к сожалению, не всегда проходит безболезненно...

Резкое обеднение природных ресурсов приводит к серьезной хозяйственной и экономической зависимости всех людей, что делает более взаимопроникающими результаты их деятельности. Одним словом, взаимозависимость является неотвратимо нарастающим условием существования Земной цивилизации.

Это условие выдвигает новые требования к характеру взаимодействия людей. Доминирующей в нем должна стать осознанная, востребованная всеми людьми солидарность. Иначе говоря, объективно нарастающая взаимозависимость должна основываться на сознательной солидарности и реализовываться только ее средствами.

К сожалению, говорить сегодня о наличии такой солидарности, единодушия, общности интересов по обеспечению нормального жизненного пространства на планете (и не только физического, но и духовного) не приходится. По-прежнему довольно заметно сказывается процесс отторжения определенных государств, отдельных народов, групп людей, отдельных людей друг от друга. Нельзя этот процесс назвать повсеместным, но он настолько ощутим в условиях взаимозависимости, насколько «лодку раскачивать» уже недопустимо. Назрело серьезное противоречие между процессом усиливающейся взаимозависимости и реальным состоянием общения различных социальных структур человечества (вплоть до общения между отдельными людьми). От разрешения этого противоречия полностью зависит судьба человечества, его выживание.

Отсутствие всеобщей, осознанной солидарности объясняется непониманием и неприятием многими людьми возникающих проблем, диктуемых возникающей и усиливающейся взаимозависимостью на планете. Сейчас самое главное — каждому человеку понять окружающий его мир, понять окружающих его людей и каждого человека в отдельности. Другими словами, у людей должно быть сформировано то миропонимание, которое обеспечит им жизнь как таковую. Эта жизнь должна быть достойной, безопасной (в противном случае человечество просто себя погубит, другая жизнь просто уже невозможна).

Можно создать различные декларативные акты (доктрины, законы, декларации и т.д.) по сохранению жизненного пространства, но без наличия соответствующего мировоззрения у людей эти акты останутся благими пожеланиями, нереализованными документами. Вот почему отсутствие осознанного воззрения на мир становится опасным для всей цивилизации и каждого человека.

Это мировоззрение может быть сформировано только в процессе становления человека, с ранних лет и до самого взросления. Мировоззрение, включающее не только интегрированное с позиции многих наук адекватное понимание мира, но и востребованное необходимой солидарностью отношение к этому миру, к каждому человеку и к себе. Понимание своего места и роли в этом мире через понимание других людей должно быть прочно впитано каждым человеком, принято навсегда как «осознанная необходимость». Еще раз подчеркнем — одним декларативным путем этого не достичь. Декларативные акты должны опираться на осознанную, присвоенную каждым человеком солидарность, что достигается не иначе как путем длительного, хорошо поставленного образования. Будущее всего человечества, таким образом, в руках образования. В руках какого образования? Строящегося на современных концептуальных основаниях или какого-то другого? Как бы мы ни говорили сегодня о различных современных концепциях воспитания и обучения, на практике в деятельности образовательных учреждений преобладает знаниецентристский подход. Этот подход критикуется повсеместно, даже в проектах последних крупных нормативных документов (Доктрине развития образования и концепции 12-летнего образования). Почему же на практике так живуч этот знаниевый уровень образования? Потому, что школа всегда была призвана учить детей чему-то, т.е. давать определенные знания, формировать умения и навыки использования этих знаний. Когда мы говорим о воспитании учащихся, то, в конечном итоге, это тоже определенная группа знаний и навыков поведения в обществе, отношений между людьми и т.д.

На наш взгляд, когда мы говорим о доминировании знаниецентристского подхода в современном образовании, то имеем в виду преобладание внимания к усвоению учащимися отдельных учебных предметов, их основных научных понятий, овладению навыками применения этих знаний для выполнения определенных упражнений (к примеру, составление алгоритма деятельности, решение задач, выполнение практических заданий и т.д.). В этом случае вопросы воспитания уходят на второй план, они остаются значительно меньше востребованы, чем знания и умения по отдельным образовательным областям. Этому в большей мере способствуют современные официальные подходы к оценке деятельности образовательных учреждений, когда основными  критериями этой деятельности нередко выступают уровни знаний и умений по отдельным предметам, количество учащихся, поступающих в ВУЗы и т.д.

Но и знаниевый уровень далеко себя не исчерпал. Приобретая знания по отдельным образовательным областям, учащийся зачастую не имеет представления о единой научной картине мира. Окружающий его мир кажется ему только как «лоскутное одеяло» (каждый «лоскут» — отдельная наука), а не как красочный, со взаимосвязанными элементами гобелен. О каком в этом случае можно говорить миропонимании? У учащихся нет видения целостного характера развития окружающего их мира, всех его взаимосвязанных элементов, взаимодействия людей и окружающей среды, нет представлений о месте человека в протекающих природных и социальных процессах и т.д. Если же к этому прибавить существенные издержки в постановке процесса воспитания, то на вопрос о том, сможет ли в полной мере современное образование обеспечить осознанную солидарность всех людей для проживания в условиях нарастающей взаимозависимости, следует ответить только отрицательно.

Прежде всего, необходимо пересмотреть содержание и структуру обучения и воспитания. Так, проблемы экологии, взаимодействия человека и окружающей среды должны стать центральными, ключевыми при изучении всех естественнонаучных дисциплин. Это потребует серьезной реструктуризации этих предметов. К сожалению, сегодня обозначенные выше проблемы рассматриваются как дополнение к уже изученным вопросам.

При этом не следует забывать, что на определенных этапах потребуется интегративный подход к изучению смежных родственных предметов. Как показывают исследования и практика, оптимальным является чередование интегрированных курсов с частнонаучными. К примеру, вначале изучается курс естествознания (4–6 кл.), затем отдельные естественные науки (физика, химия, биология в 7–10 кл.) и, наконец, интегрированный курс естествознания (естественнонаучная картина мира) в 11–12 классах. Это чередование может быть продолжено и в высших учебных заведениях соответствующего профиля. Проблемы поведения человека в обществе, общение людей друг с другом, особенностей окружающих данного человека других людей, объективной оценки окружающих людей и самооценки должны стать центральными при овладении гуманитарными дисциплинами.

Как видим, важнейшие мировоззренческие вопросы, позволяющие объективно понять окружающий мир, понять окружающих людей и, следовательно, себя, не требуют введения отдельных дисциплин. Эти вопросы могут быть реализованы средствами уже изучаемых, но реструктурированных предметов.

В этом свете серьезной проблемой, стоящей перед образованием, является взаимопознание культур различных народов, оптимальная реализация патриотического воспитания. К сожалению, на сегодняшний день осуществление патриотического воспитания во всех странах зачастую в качестве результата имеет сформированное чувство превосходства, что нередко отторгает людей разных стран друг от друга.

Выпадающая на образование миссия объединения всей цивилизации в условиях усиливающейся взаимозависимости глобальна и ответственна. История в лице образования дает человечеству шанс на обеспечение достойной мирной жизни на планете на основе осознанной, принятой всей цивилизацией солидарности.

Журнал «Сибирский учитель» № 2(6)  2000г.

Обновлено 19.01.2015 12:10 Просмотров: 2461
 


Наш институт Слово ректора