Заседание Учёного совета ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

Печать

26 октября 2016 года состоялось заседание Учёного совета ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, посвящённое психолого-педагогическим и организационным аспектам стандартизация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

С докладами выступили доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, кандидат педагогических наук О.П. Пецух и начальник научно-методического отдела инклюзивного образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, кандидат педагогических наук А.Ю. Горбунова. 

Ольга Петровна Пецух в своём выступлении отметила, что на начальных этапах процесса стандартизации образования обучающихся с ОВЗ специальные требования к образованию таких детей были включены в тексты ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования (2009, 2010, 2012), дошкольного образования (2013). Однако данные требования носили обобщённый и схематичный характер, что затрудняло их реализацию в образовательной практике.

Во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (2015) и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2015) требования к образованию таких детей были конкретизированы с учётом профиля ограничений здоровья, степени выраженности имеющихся нарушений и той организационной формы, в которой это образование может быть получено. Это должно способствовать получению обучающимися с ОВЗ качественного образования, соответствующего их специальным образовательным потребностям и потенциальным возможностям.

По мнению О.П. Пецух, реалиями образовательной ситуации, сложившейся в Новосибирской области при изменении нормативной базы, стали:

С учётом этих реалий одной из важнейших задач учебно-методической работы института стало формирование профессиональной компетенции в области образования обучающихся с ОВЗ педагогов и руководителей тех образовательных организаций, которые осуществляют образование обучающихся с ОВЗ совместно с их нормально развивающимися сверстниками.

Профессорско-преподавательским составом кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии была проведена большая работа по разработке новых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, способствующих повышению уровня психолого-педагогической готовности педагогов общего образования к обучению и воспитанию детей с ОВЗ.

Не менее важной задачей учебно-методической работы по обеспечению процессов стандартизации образования обучающихся с ОВЗ является повышение квалификации педагогических работников, традиционно обучающихся на курсах повышения квалификации, проводимых кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии – учителей, воспитателей, специалистов отдельных образовательных организаций (классов, групп), в которых получают образование разные категории детей с ОВЗ.

В содержание программ повышения квалификации этих педагогических работников введены образовательные модули, способствующие осмыслению современных подходов к образованию обучающихся с ОВЗ, пониманию сущности новых образовательных результатов, методов их достижения и оценки.

Анна Юрьевна Горбунова в своём выступлении провела связь между качеством учебно-методической работы, освещённой в докладе О.П. Пецух, и постоянной включенностью сотрудников кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии и научно-методического отдела инклюзивного образования в разные формы научно-методической работы.

Данная работа определялась необходимостью научно-методического сопровождения как развивающейся практики совместного (инклюзивного) образования обучающихся с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников, так и стандартизации образования обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях Новосибирской области.

В рамках ВЦП «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2011-2015 годы» сотрудники кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии и научно-методического отдела инклюзивного образования участвовали в открытии 8 ресурсных центров по инклюзивному образованию. Научное сопровождение деятельности этих центров входит в круг профессиональных приоритетов кафедры и отдела.

Проводилась большая работа по научно-методической экспертизе материалов профессиональных конкурсов: «Воспитатель года» в сфере интегрированного, инклюзивного, дистанционного, специального (коррекционного) образования и Конкурса учебно-методических комплексов в сфере образования детей с ОВЗ.

В рамках научно-методического сопровождения стандартизации образования обучающихся с ОВЗ сотрудники кафедры и отдела участвовали в обсуждении нормативных, методических документов федерального и регионального уровня, участвовали и участвуют в экспертизе учебных программ, обеспечивающих реализацию требований ФГОС ОВЗ, на уровне Российской Федерации.

С 2016 г. кафедра и научно-методический отдел обеспечивают научно-методическое и организационное сопровождение образовательных организаций, осуществляющих введение ФГОС в пилотном режиме.

Вопросы методологии и эффективные практики реализации ФГОС ОВЗ рассматриваются в ходе конференций и семинаров, организуемых как на базе института, так и в выездном формате по запросу отдельных организаций, методических объединений, муниципальных методических служб.

Результаты научно-методической и экспертной работы преподавателей кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии и сотрудников научно-методического отдела инклюзивного образования опубликованы в журналах, методических пособиях и разработках, а также нашли отражение в содержании программ повышения квалификации, которые востребованы педагогической общественностью в регионе и за его пределами.

В конце выступления Анна Юрьевна выделила ряд проблем стандартизации образования обучающихся с ОВЗ, в том числе с использованием инклюзивных практик:

Решению данных проблем будет способствовать:

Члены Учёного совета признали предложенные возможности решения обозначенных в докладе проблем введения ФГОС образования обучающихся с ОВЗ в Новосибирской области адекватными потенциалу НИПКиПРО и предложили отметить работу преподавателей кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, научных сотрудников научно-методического отдела инклюзивного образования НИПКиПРО, обеспечивающих позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов Новосибирской области в соответствии с современной образовательной политикой и реалиями сложившейся образовательной ситуации.

Просмотров: 2217