Наш институт Разное Заседание Учёного совета ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО


Заседание Учёного совета ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

Печать

26 октября 2016 года состоялось заседание Учёного совета ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, посвящённое психолого-педагогическим и организационным аспектам стандартизация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

С докладами выступили доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, кандидат педагогических наук О.П. Пецух и начальник научно-методического отдела инклюзивного образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, кандидат педагогических наук А.Ю. Горбунова. 

Ольга Петровна Пецух в своём выступлении отметила, что на начальных этапах процесса стандартизации образования обучающихся с ОВЗ специальные требования к образованию таких детей были включены в тексты ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования (2009, 2010, 2012), дошкольного образования (2013). Однако данные требования носили обобщённый и схематичный характер, что затрудняло их реализацию в образовательной практике.

Во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (2015) и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2015) требования к образованию таких детей были конкретизированы с учётом профиля ограничений здоровья, степени выраженности имеющихся нарушений и той организационной формы, в которой это образование может быть получено. Это должно способствовать получению обучающимися с ОВЗ качественного образования, соответствующего их специальным образовательным потребностям и потенциальным возможностям.

По мнению О.П. Пецух, реалиями образовательной ситуации, сложившейся в Новосибирской области при изменении нормативной базы, стали:

  • изменение контингента обучающихся в образовательных организациях, обусловленное вариативностью организационных форм образования детей с ОВЗ и реализацией права родителей на выбор образовательной организации;
  • рост числа запросов педагогических работников на повышение квалификации или прохождение переподготовки по программам дополнительного профессионального образования, связанный с требованиями к кадровым условиям образования детей с ОВЗ, сформулированными в Стандартах;
  • повышение спроса образовательных организаций на различные формы научно-методического сопровождения их деятельности по вопросам организации, содержания и методики образования детей с ОВЗ в связи с недостаточностью программно-методического обеспечения введения ФГОС ОВЗ.

С учётом этих реалий одной из важнейших задач учебно-методической работы института стало формирование профессиональной компетенции в области образования обучающихся с ОВЗ педагогов и руководителей тех образовательных организаций, которые осуществляют образование обучающихся с ОВЗ совместно с их нормально развивающимися сверстниками.

Профессорско-преподавательским составом кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии была проведена большая работа по разработке новых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, способствующих повышению уровня психолого-педагогической готовности педагогов общего образования к обучению и воспитанию детей с ОВЗ.

Не менее важной задачей учебно-методической работы по обеспечению процессов стандартизации образования обучающихся с ОВЗ является повышение квалификации педагогических работников, традиционно обучающихся на курсах повышения квалификации, проводимых кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии – учителей, воспитателей, специалистов отдельных образовательных организаций (классов, групп), в которых получают образование разные категории детей с ОВЗ.

В содержание программ повышения квалификации этих педагогических работников введены образовательные модули, способствующие осмыслению современных подходов к образованию обучающихся с ОВЗ, пониманию сущности новых образовательных результатов, методов их достижения и оценки.

Анна Юрьевна Горбунова в своём выступлении провела связь между качеством учебно-методической работы, освещённой в докладе О.П. Пецух, и постоянной включенностью сотрудников кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии и научно-методического отдела инклюзивного образования в разные формы научно-методической работы.

Данная работа определялась необходимостью научно-методического сопровождения как развивающейся практики совместного (инклюзивного) образования обучающихся с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников, так и стандартизации образования обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях Новосибирской области.

В рамках ВЦП «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2011-2015 годы» сотрудники кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии и научно-методического отдела инклюзивного образования участвовали в открытии 8 ресурсных центров по инклюзивному образованию. Научное сопровождение деятельности этих центров входит в круг профессиональных приоритетов кафедры и отдела.

Проводилась большая работа по научно-методической экспертизе материалов профессиональных конкурсов: «Воспитатель года» в сфере интегрированного, инклюзивного, дистанционного, специального (коррекционного) образования и Конкурса учебно-методических комплексов в сфере образования детей с ОВЗ.

В рамках научно-методического сопровождения стандартизации образования обучающихся с ОВЗ сотрудники кафедры и отдела участвовали в обсуждении нормативных, методических документов федерального и регионального уровня, участвовали и участвуют в экспертизе учебных программ, обеспечивающих реализацию требований ФГОС ОВЗ, на уровне Российской Федерации.

С 2016 г. кафедра и научно-методический отдел обеспечивают научно-методическое и организационное сопровождение образовательных организаций, осуществляющих введение ФГОС в пилотном режиме.

Вопросы методологии и эффективные практики реализации ФГОС ОВЗ рассматриваются в ходе конференций и семинаров, организуемых как на базе института, так и в выездном формате по запросу отдельных организаций, методических объединений, муниципальных методических служб.

Результаты научно-методической и экспертной работы преподавателей кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии и сотрудников научно-методического отдела инклюзивного образования опубликованы в журналах, методических пособиях и разработках, а также нашли отражение в содержании программ повышения квалификации, которые востребованы педагогической общественностью в регионе и за его пределами.

В конце выступления Анна Юрьевна выделила ряд проблем стандартизации образования обучающихся с ОВЗ, в том числе с использованием инклюзивных практик:

  • тенденцию к большей неоднородности контингента обучающихся с ОВЗ в отдельных образовательных организациях с тяготением к увеличению количества детей с тяжелыми множественными нарушениями развития;
  • увеличение и неоднородность контингента слушателей, нуждающихся в дополнительном профессиональном образовании по вопросам стандартизации образования обучающихся с ОВЗ и, зачастую, вынужденную недостаточную учебно-методическую поддержку традиционного контингента (дефектологов) в связи с увеличением количества педагогических работников из инклюзивных школ;
  • недостаточную готовность образовательных организаций НСО к реализации новых требований к кадровым условиям образования обучающихся с ОВЗ.

Решению данных проблем будет способствовать:

  • обновление тематики и содержания дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации и профессиональной переподготовки);
  • разработка вопросов научно-методического обеспечения реализации адаптированных образовательных программ разных групп обучающихся с ОВЗ;
  • проработка возможностей более эффективного межкафедрального взаимодействия в НИПКиПРО по вопросам стандартизации образования обучающихся с ОВЗ;
  • диверсификация имеющихся программ профессиональной переподготовки с учётом их направленности как на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации, так и на приобретение новой квалификации;
  • активизация набора в группы профессиональной переподготовки по утвержденной программе «Инклюзивное образование»;
  • разработка новых программ профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Члены Учёного совета признали предложенные возможности решения обозначенных в докладе проблем введения ФГОС образования обучающихся с ОВЗ в Новосибирской области адекватными потенциалу НИПКиПРО и предложили отметить работу преподавателей кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, научных сотрудников научно-методического отдела инклюзивного образования НИПКиПРО, обеспечивающих позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов Новосибирской области в соответствии с современной образовательной политикой и реалиями сложившейся образовательной ситуации.

Просмотров: 1657
 

Вебинары и он-лайн трансляции

Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города

Сайты сотрудничества

Просмотреть список



Наш институт Разное Заседание Учёного совета ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО