Наш институт Разное Круглый стол «Перспективы реализации концепций естественнонаучного образования»


Круглый стол «Перспективы реализации концепций естественнонаучного образования»

Печать

23 августа 2017 года в рамках XVII съезда работников образования Новосибирской области «Система образования Новосибирской области: гордимся прошлым, проектируем будущее» состоялся Круглый стол «Перспективы реализации концепций естественнонаучного образования». В работе круглого стола приняли участие 64 педагога из 32 районов Новосибирской области и города Новосибирска.

Основными вопросами для обсуждения были:

  • особенности концепций модернизации содержания и технологий преподавания естественнонаучного образования: биология, химия, физика (далее Концепция);
  • преемственность в реализации предметных концепций естественнонаучного образования.

По итогам обсуждения, педагогами были внесены следующие предложения по доработке проектов предметных концепций:

1. Выделить общую часть концепций отдельных предметов «Концепция модернизации содержания и технологий преподавания естественнонаучных предметов: химии, биологии, физики», так как естественные науки объединяет общий объект изучения - природа, познание которого происходит с помощью общего естественнонаучного метода познания; система взглядов на отбор содержания и технологии преподавания указанных предметов должна быть единой, только таким образом возможна реализация принципа преемственности между указанными предметами и обеспечения реализации целей естественнонаучного образования. 

2. Структурировать Концепции  в следующей логике:

  • предпосылки создания указанного документа, т.к. проблемы общие для всех естественнонаучных предметов;
  • собственно предложения по модернизации содержания и технологии преподавания естественнонаучных предметов (идеи, общие подходы), с конкретизацией по отдельным предметам, при этом предложения должны быть прописаны лаконично;
  • дорожная карта по внедрению Концепции естественнонаучных предметов  на период до 2020 г. (конкретные мероприятия, необходимые документы, сроки, исполнители). 

3. Обеспечить преемственность реализации целей и содержания естественнонаучного образования на всех уровнях общего образования:

  • НОО - «Окружающий мир», 1-4 класс;
  • ООО - «Естествознание» 5-6 класс,  «Биология», «Физика», «Химия», 5-9 класс; 
  • СОО – «Биология», «Физика», «Химия», 10-11 класс (базовый уровень) или  «Естествознание», 10-11 класс (базовый уровень);  « Астрономия», 10-11 класс (базовый уровень); «Биология», «Физика», «Химия», 10-11 класс (углубленный уровень). 

4. Обозначить общие цели и задачи реализации предметной области «Естественнонаучные предметы», обязательно включая следующие:

  • формирование естественнонаучной картины мира (естественнонаучного мировоззрения);
  • освоение обучающимися научных методов познания;
  • формирование естественнонаучной грамотности: осознание роли науки в современном мире, умения использовать её достижения в бытовых и профессиональных целях, отличать научные подходы (как продуктивные) от ненаучных (как непродуктивных);
  • формирование позитивного отношения к науке;
  • развитие личностных качеств и индивидуальных способностей обучающихся. 

5. Структурировать содержание обучения по следующим направлениям в соответствии со спецификой предмета:

  • метапредметное;
  • предметное;
  • деятельностное. 

6. Внести изменения в нормативные и рекомендательные  документы, а именно:

  • ФГОС общего образования: 
    • детализация требований к результатам;
    • регламентация содержания обучения; 
  • ПООП по уровням образования: 
    • конкретизировать планируемые результатов обучения по классам;
    • включить в Примерные рабочие программы по учебным предметам содержание, обеспечивающее обязательную часть основных образовательных программ (содержание федерального значения) для сохранения единого образовательного пространства. 

7. Обновить (или создать новое поколение) учебных методических комплектов в соответствии с измененными целями, регламентированным содержанием обучения и приоритетными технологиями обучения в которых: 

усилить прикладной характер учебного материала; расширить долю ученического эксперимента; переориентировать учебный процесс на применение знаний в контексте жизненных ситуаций; увеличить долю заданий на объяснение и доказательства и т.п..

8. Разработать методическое сопровождение образовательного процесса, в том числе:

  • учебные и методические пособия, ориентированные на практико-ориентированное обучение и прошедшие обязательную профессиональную экспертизу;
  •  методические рекомендации для учителей по обеспечению деятельностного направления содержания образования;
  •  дидактические материалы (задачники, рабочие тетради, сборники диагностических материалов и пр.), содержащие не только традиционные задания и задачи, но и задания, выполнение которых требует дать пояснения, доказать и обосновать свою точку зрения, применить знания к решению проблем и т.п..
  •  контрольные измерительные материалы для итоговой аттестации по учебным предметам в полном соответствии с требованиями ФГОС и Примерных основных образовательных программ. 

9. Обновить документы, регламентирующие материально-техническое обеспечение.

Модернизировать существующие и разработать новые средства обучения, обеспечивающие обязательную часть основной образовательной программы  (содержание федерального значения), а также оснащение специальной лаборатории для занятий проектной и учебно-исследовательской деятельностью (единого для всех предметов естественнонаучного цикла). 

Оснастить школы необходимым оборудованием в соответствии с уточненными требованиями к материально-техническому обеспечению.

10. Для повышения уровня квалификации учителей: 

  • разработать специальные профессиональные стандарты учителей предметников (химии, биологии, физики), расширяющие и конкретизирующие необходимые умения в обобщенных трудовых функциях (например, умения, связанные с обеспечением функционирования лаборатории кабинета, обеспечением экспериментальной и практической части программы по предмету и т.п.);
  • усилить внимание к модулям предметного содержания в программах повышения квалификации учителей (например, решение сложных задач, вопросы современных научных исследований и т.п.);
  • совершенствовать систему оценки качества работы учителей, в том числе аттестации как инструмента развития профессиональных компетенций. Важнейшим показателем оценки деятельности учителя должен быть показатель динамики образовательных достижений обучающихся, о которой можно судить как на основании внешних оценочных процедур, так и на основании внутреннего мониторинга образовательной организации. 

Презентации можно скачать здесь

Обновлено 24.08.2017 11:38 Просмотров: 1558
 

Вебинары и он-лайн трансляции

Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города

Сайты сотрудничества

Просмотреть список



Наш институт Разное Круглый стол «Перспективы реализации концепций естественнонаучного образования»