Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2020 г. О границах дистантного (удаленного) образования


2020 г. О границах дистантного (удаленного) образования

Печать

Коронавирус выявил многочисленные проблемы современной цивилизации в ее многосторонней жизни: от взаимодействия между государствами до всех без исключения отраслей (науки, культуры, образования, медицины, и, безусловно, экономики и т. д.).

Очень серьезно современная коронавирусная эпидемия (пандемия) повлияла на образование. Переход всей системы образования на дистантную систему овладения знаниями был не только революционным по организационным формам, но в определенной мере, и неожиданным. Соответственно, не подготовленным. Дистантным образованием как одной из современных организационных форм обучения российские школы занимаются давно, несколько десятилетий. Но в этом случае речь шла (и идет) о доминировании школьного присутственного обучения, когда «дистант» выступает в качестве определенного организационного эпизода и не для всех учащихся, а для определенной группы детей или даже для отдельного ученика. Временный переход на абсолютно всеохватывающее и обязательно только удаленное образование продиктован необходимостью, связанной с вирусной пандемией планетарного характера. Однако в этих условиях с новой силой стали будироваться предложения некоторых специалистов отказаться от традиционной урочной системы в школах, перейти на дистанционное обучение, а значит, освободившиеся школьные здания использовать для других целей и т. д. Такие предложения звучали и раньше, но теперь у этих реформаторов появилась возможность заявить, что это реально.

Следует отметить, что эти «заявители» далеки от всех задач, стоящих перед образованием как интеллектуальной отраслью. К сожалению, их заявлениям способствует фактор абсолютного доминирования знаниевой парадигмы современного образования. О воспитании говорится часто, но когда на практике осуществляется оценка качества образования, то говорят только о результатах обученности школьников (в современных условиях о результатах ЕГЭ).

Вот почему в сознании «реформаторов» созрела идея возможности приобретения знания только на дому, используя современные электронные средства. Они пренебрегают одним из механизмов развития познавательных процессов личности на основе формирования ее моральной зрелости и, что очень важно, на основе совершенствования навыков общения, способности к восприятию точки зрения другого человека. Этот механизм развития познавательных процессов называют децентрацией (ведущее понятие Ж. Пиаже).

Именно децентрацию отвергают концептуалы только удаленного от коллектива сверстников овладения знаниями, по существу лишая их социализациии. А ведь российской школе принадлежит идеи коллективного способа обучения, разработанные и внедренные В. К. Дьяченко, а затем позаимствованные Сингапуром и теперь нами изучаемые как сингапурский опыт. Сейчас очень серьезным инновационным направлением в развитии образования в России являются идеи коллективной мыследеятельности. Как видим, только обучение в коллективе может решать оссновные задачи образования.

А как же быть с дистантным обучением? Оно является мощнейшим современным методом овладения знаниями. Вооруженный современными электронными средствами (особенно компьютерными) дистантный метод имеет широкие границы для развития образования, являясь методологической основой цифровизации образования. Это индивидуализация заданий для обучаемых, развитие их самостоятельного поиска в решении тех или иных научных проблем, эффективный поиск дополнительной информации и т. д. но все это в рамках коллективной организации обучения, когда учащийся имеет возможность общаться со сверстниками под педагогическим управлением учителя.

А вот опыт глобального удаленного образования, вызванного коронавирусной пандемией должен быть тщательно изучен, так как были найдены интересные и полезные приемы. Необходимо провести серию семинарских занятий и конференций с последующим изданием опыта.

Журнал "Сибирский учитель", № 3, июнь 2020 г.

Обновлено 06.07.2020 13:41 Просмотров: 185
 

Методические рекомендации по содержательной корректировке образовательных программ в условиях ограничительных мер

distans

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ГИА 2019 ГОДА

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2020 г. О границах дистантного (удаленного) образования