Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2020 г. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ


2020 г. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ

Печать

Перегруженность учителя различного рода посторонней, не связанной непосредственно с обучением и воспитанием школьников деятельностью постоянно обсуждается на всех уровнях, так как негативно сказывается не только на результатах учебно-воспитательной работы, но и на психическом и соматическом здоровье учителя.

Прежде всего, это изобилие многообразной отчетной документации, «сползающей» с верхних «этажей» власти непременно до учителя. Кроме этого нередко выполняются работы по заданию муниципальных властей (предвыборная агитационная работа, участие в подготовке и проведении различных муниципальных мероприятий, в микрорайоне и т. д.). Все это необходимо прекратить.

Однако существуют внеучебные, внешкольные мероприятия, которые являются крайне необходимой составляющей педагогической деятельности. Это и учебные занятия по повышению квалификации учителя, и масса мероприятий по аттестации профессионального уровня учителя, и многочисленные научно-методические конференции, семинары, круглые столы, творческие группы и т. д.

Эти мероприятия, с одной стороны, так или иначе направлены на непрерывный профессиональный рост учителя, а с другой — требуют много времени на подготовку к ним, участие в их работе, наконец, на внедрение в практику результатов научно-методического содержания этих мероприятий. Понятно, что с учетом нынешних нагрузок учителя по учебно-воспитательной деятельности вследствие пресловутой оптимизации штатного расписания указанная выше деятельность будет вести к серьезной перегрузке учителя, что повлечет не только снижение качества учебно-воспитательной работы, но и роста профессионализма учителя.

Возникшее противоречие между временем основной трудовой нагрузки учителя (уроки и внеурочные мероприятия с детьми) и временем, необходимым на различные формы роста его профессионализма, можно существенно преодолеть путем интеграции всех мероприятий, необходимых для учительского совершенствования. Три основных составляющих профессионального роста учителя — курсы повышения квалификации, государственная аттестация и многочисленные научно-методические мероприятия могут быть объединены в единый комплекс.

При этом курсы повышения квалификации должны носить проектно-индивидуальный характер. В этом случае на первом докурсовом этапе учитель с помощью руководителей школы и методической службы составляет проект роста своего профессионализма, на втором этапе в ходе курсовой подготовки обеспечивается корректировка проекта и его реализация. В заключительной части этого этапа в присутствии специальной комиссии проводится защита результатов проекта, что, по существу, заменяет современную аттестацию учителя. Результаты этой защиты с предлагаемой категорией передаются в главную аттестационную комиссию региона и по месту работы учителя. В ходе защиты учитель кроме курсовых занятий показывает влияние на рост его профессионализма комплекса избранных им научно-методических мероприятий. В ходе послекурсового третьего этапа в условиях образовательной организации обеспечивается практическая рефлексия результатов реализации проекта на втором этапе, система мастер-классов, семинаров, консультаций по приобретенным на курсах знаниям и навыкам.

Дальнейшая практика учителя выявит другие проблемы в его профессионализме, что и будет являться основанием для следующего цикла повышения квалификации. При таком подходе устраняется формализм в системе повышения квалификации и обеспечиваются положительные мотивации к ее осуществлению.

Безусловно, говоря о перегрузке учителя, многое зависит и от экономических факторов в его деятельности.

Пора прекратить «оптимизировать» штатное расписание в образовательных организациях для увеличения заработной платы их работников без общего увеличения субсидий. Это ведет к увеличению нагрузки и, естественно, к снижению качества учебно-воспитательного процесса. Увеличение заработной платы учителя (как и других работников образования) должно осуществляться путем увеличения окладов за 18 часов учебной нагрузки в неделю.

Журнал "Сибирский учитель", № 1, февраль 2020 г.

Обновлено 17.02.2020 10:02 Просмотров: 606
 

Методические рекомендации по содержательной корректировке образовательных программ в условиях ограничительных мер

distans

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ГИА 2019 ГОДА

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2020 г. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ