Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2019 г. ИНФОРМИРОВАННОСТЬ И ОБРАЗОВАННОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


2019 г. ИНФОРМИРОВАННОСТЬ И ОБРАЗОВАННОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Печать

Существуют различные подходы и трактовки к использованию понятия «информированность». Иногда его считают синонимами таких понятий, как знание, компетентность. Нередко его рассматривают как общую осведомленность о том или ином объекте, как наличие общей информации. В некоторых случаях информированность считают поверхностными (неглубокими) знаниями, не позволяющими обладать практическими навыками. Как раз для учащихся под их информированностью наиболее целесообразно следует понимать поверхностные знания.

Образованность представляет собой комплекс знаний, сформированных у человека и обеспечивающих решение проблемы на уровне компетентностей. Для учащихся это наличие у них глубоких знаний и навыков, удовлетворяющих требованиям Образовательных стандартов.

Наблюдения, беседы, анкетирования, контрольные замеры на большом количестве школьников показали, что за последние 25–30 лет информированность учащихся значительно возросла, но одновременно у этих же учащихся уровень образованности заметно понизился.

Другими словами, поверхностная информация об окружающем мире, которой соответствуют больших объемов поверхностные знания, вытесняет глубину знаний и даже их истинность. Информированность дается значительно проще, чем образованность, и вводит человека в заблуждение о его компетентности. Основной причиной такого расхождения информированности и образованности является чрезмерное увлечение детей (да нередко и учителей) интернетом и другими многоканальными телекоммуникационными средствами. При этом, как правило, дети получают много информации случайно, не ставя цель ее получить. И, безусловно, при практически полном отсутствии глубинных, сущностных сторон этой информации. В этом и заключается легкость, простота приобретения информированности. Образованность же наоборот требует приложения больших интеллектуальных усилий для овладения глубинными основами объектов познания, серьезной мотивации, затрат большого времени, проявления настойчивости и терпения. В этом заключается сложность овладения образованностью.

Возможно ли решить возникшую проблему противостояния информированности и образованности? Безусловно возможно, если направить хаотически, бессистемно получаемую информацию современными телекоммуникационными средствами в русло обогащения образованности. Тогда сам учебно-воспитательный процесс должен строиться на основе гносеологического подхода, т. е. на основе исследовательской познавательной деятельности школьников.

Такие технологии разработаны и внедрены в отдельных школах региона России и даже кое-где за рубежом. Особенно интересен подход отражения в учебной деятельности детей обобщенной исследовательской деятельности ученых. Если такие подходы реализуются сразу по нескольким учебным дисциплинам, то информированностью для целей познания охватывается очень широкое пространство и довольно полно интегрируется с образованностью. Однако в этом случае требуется глубокая, основательная подготовка учителей и наличие полного комплекса материально-технической базы.

Интерес к учению при такой организации учебно-воспитательного процесса резко возрастает, что содействует устойчивой положительной мотивации к росту образования.

Журнал "Сибирский учитель", № 6 (127) 2019 г.

Обновлено 16.01.2020 13:51 Просмотров: 623
 

Методические рекомендации по содержательной корректировке образовательных программ в условиях ограничительных мер

distans

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ГИА 2019 ГОДА

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2019 г. ИНФОРМИРОВАННОСТЬ И ОБРАЗОВАННОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ