Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2019 г. УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


2019 г. УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Печать

Одной из важных стратегических задач национального проекта «Образование» является обеспечение профессионального роста всех работников общего образования и, особенно, школьных учителей.

Этому вопросу уделялось всегда пристальное внимание. Достаточно вспомнить разработанные и успешно применяемые в свое время профессиограммы учителей (по каждому учебному предмету). Они являлись мощными критериями результатов учебно-педагогической деятельности учителей. К сожалению, на сегодняшний день подобных основательно утвержденных документов пока нет, хотя многое сделано для их принятия.

Остается актуальной система, обеспечивающая непрерывную работу над своим профессионализмом каждым учителем. И вот здесь важнейшим первым условием высокой эффективности решения этой проблемы являет наличие управленческой деятельности по обеспечению профессионального роста учителя.

Повышение квалификации учителя должно стать не только его личным делом (хотя и это очень важно), но и делом руководителей образовательной организации, муниципальных и региональных органов управления образованием, а также методических служб различного уровня. Их задачей является помочь учителю объективно оценить свой уровень профессионализма по всем направлениям и наметить пути повышения квалификации по проблемным вопросам, то есть разработать проект профессионального роста педагога. В связи с этим возникает необходимость реализации трехэтапной системы повышения квалификации как важнейшего второго условия профессионального роста учителя. Как раз на первом этапе обеспечивается выше раскрытое первое условие, когда с помощью управленческих действий школьной организации и методических служб создается проект роста профессионализма педагога. На втором этапе (уже в учреждении дополнительного педагогического образования) происходит коррекция учительского проекта и его реализация с обязательной защитой. А на третьем этапе по возвращению учителя в свою организацию идет система публичного внедрения того, чему он научился на курсах повышения квалификации. Здесь, по существу, обеспечивается научно-методический отчет учителя о проделанной работе по росту своей квалификации. Эта деятельность обеспечивается под руководством администрации школы и методической службы. Это и система мастер-классов, и семинары по результатам курсовой подготовки, и консультации для начинающих учителей и т.д. Ясно, что в ходе третьего этапа будут выявлены новые проблемы в профессиональной подготовке учителя, что явится содержательным основанием для нового проекта в предстоящей курсовой подготовке, то есть трехэтапный цикл будет повторяться. Другими словами, рассмотренное выше трехэтапная система роста профессионализма учителя является циклической, в которой на первом и третьем этапе осуществляется управление этой деятельностью. А так как на каждом этапе все элементы не теряются, а входят друг в друга, дополняя содержательно предыдущие элементы, то эта система является не только циклической, но и каскадной.

Очень важным является третье условие для обеспечения высокой эффективности профессионального роста педагогических кадров. Это обеспечение регулярных, системных научно-практических семинаров по современным психолого-педагогическим и дидактическим проблемам. При этом очень важно, когда эти семинары готовят и проводят сами же учителя, что существенно расширяет их профессиональное видение. Безусловно, необходимы и встречи с учеными как по отдельным наукам, так и психологами и педагогами.

Необходимо широкое возрождение обмена опытом работы коллег не только в рамках специальных семинаров, но и взаимопосещения учителями уроков, что дает неоценимый вклад в становление профессионализма учителей, особенно начинающих. Это четвертое условие обеспечения роста профессионально уровня учителей. Но в этом случае важно, обеспечить положительный, доверительный микроклимат в коллективе.

Наконец, можно отметить и пятое условие, заключающееся в активном участии учителей в различных муниципальных, региональных, федеральных и даже международных съездах, форумах, конференциях, семинарах и т.д. они могут дать очень богатые по содержанию и организационным формам направления в профессиональной деятельности учителей. Однако в последствии содержание этих мероприятий необходимо актуализировать на специальных мероприятиях непосредственно в учебной организации.

Можно было бы назвать еще ряд условий (к примеру, материально-технических, социально-статусных и т.д.), влияющих на уровень профессионализма учителя, но мы остановились на исконно психолого-педагогических, дидактических аспектах, с которыми учитель ежедневно, ежеминутно выходит к учащимся.

Журнал "Сибирский учитель", Спецвыпуск, 2019 г.

Просмотров: 733
 

Методические рекомендации по содержательной корректировке образовательных программ в условиях ограничительных мер

distans

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ГИА 2019 ГОДА

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2019 г. УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ