Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2019 г. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ"» КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ


2019 г. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ"» КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Печать

Национальным проектом «Образование» в качестве фундаментальных поставлены сложнейшие амбициозные цели по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождению Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, а вместе с тем, по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности.

Анализ десяти федеральных проектов и программ Национального проекта «Образование», а также десяти задач по их реализации позволяет выделить необходимый комплекс условий эффективности этого проекта. Среди них, к примеру, и материально-технические условия, и кадровые условия, и условия по обеспечению социального статуса учителя, и, наконец, научно-организационные условия (в числе которых, безусловно, доминируют психолого-педагогические основы современного образования).

И если все предыдущие условия реализовать вполне реально (построить современные школы и детские сады, приобрести новое современное оборудование, даже объективно повысить зарплату учителям, наконец-то увеличив ставки, и т. д.), то эффективная реализация научно-организационных условий и, особенно, психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса при нынешнем к ним отношении весьма проблематична.

Все десять проектов и программ и соответствующие им задачи могут быть успешно реализованы только при условии надежного, грамотного, системного психолого-педагогического сопровождения. Как обеспечить это сопровождение? Кто должен отслеживать и содержательно корректировать научное сопровождение проектов и программ?

При ответе на эти вопросы, на наш взгляд, присутствуют серьезные ошибки. Во-первых, в каждом регионе предлагается создавать специальную группу людей, которая будет следить за реализацией проекта. Получается, что мы, таким образом, не доверяем работникам педагогических организаций в реализации Национального проекта. Дело в том, что Национальный проект должен стать не чем-то дополнительным к общему образованию, а уже с конца 2018 года (когда был утвержден паспорт проекта) стать основной сутью этого образования, т. к. десять направлений проекта охватывает все аспекты образования. И деятельность учителей и управленцев в системе общего образования должна строиться на основе реализации Национального проекта. А если создавать отдельные структуры по реализации Национального проекта, то произойдет отчуждение проекта от учительства.

Во-вторых, при научном психолого-педагогическом сопровождении процесса реализации Национально проекта крайне необходимо обеспечивать управление этим процессом. Почему-то считается, что достаточно пригласить ученого психолога, педагога, дидакта, который что-то расскажет учителям, и научное внедрение в учебно-воспитательный процесс будет обеспечено, т. е. учителя будут готовы научно сопровождать свою деятельность.

Внедрение научных положений в учительскую практику является сложным, многоэтапным, а порой и противоречивым процессом, а поэтому требует серьезного управленческого влияния. Влияния грамотного, корректного, системного. А это возможно, если руководители образовательных организаций (директор, его заместители, руководители методических объединений и т. д.) глубоко погружены во внедряемое научное содержание. Это, однако, не означает, что они должны сами создавать научные концепции, разрабатывать новые теории, писать диссертации… Хотя и это не исключается. Чтобы управлять внедрением психолого-педагогической науки в учебно-воспитательный процесс, необходимо глубоко разбираться в сущности тех или иных научных разработок, условий оптимизации их использования. Только в этом случае учительство, осознавая высокий психолого-педагогический интеллектуальный уровень руководителей, будет положительно мотивировано к научному познанию для внедрения в свою практику актуальных научно-педагогических достижений. Самый оптимальный вариант управленческой деятельности тот, при котором высокоинтеллектуальный руководитель «берет коллектив за руку» и ведет к успеху.

Авторитарное администрирование уходит в прошлое, оно давно показало свою неэффективность, а уж при внедрении научных основ в учебно-воспитательный процесс эффективным может быть только управление на основе сотрудничества, взаимоуважения.

Журнал "Сибирский учитель", № 5 (126) 2019 г.

Обновлено 31.10.2019 14:10 Просмотров: 600
 

Методические рекомендации по содержательной корректировке образовательных программ в условиях ограничительных мер

distans

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ГИА 2019 ГОДА

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2019 г. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ"» КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ