Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2019 г. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОСНОВА МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


2019 г. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОСНОВА МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Печать

Становление человеческой цивилизации тесно связано с развитием наук. Философские, астрономические, математические, архитектурные направления в науке пополнялись выходящими из них естественнонаучными разделами (физика, химия, биология и т. д.), а потом и гуманитарными (литература, языки, история и т. д.).В свою очередь новые названия давали и дают новые ответвления в науке. Таким образом, формируется «дерево науки», представляющее гносеологические, философские корни и ствол, а также той или иной мощности ответвления. Безусловно, без такого роста наука не могла и не может развиваться. Вместе с тем есть и негативный аспект такого развития науки. В мировоззренческом плане очень трудно в сознании обучающихся (особенно школьников) сформировать современную научную картину мира. У большинства эта картина представляется только фрагментами той или иной науки, а в целом она видится как хаотично разноцветное лоскутное одеяло вместо красивого гобелена.

Кроме этого, наличие многих наук создает трудности в осознании методологии построения и особенностей той или иной науки. Безусловно, существуют обобщенные структурные элементы, объединяющие науки, и знать их очень важно. Но важно также знать и элементные особенности каждой науки. К сожалению, при построении школьных учебных предметов (да и вузовских) доминирует структура и подходы к обучению, которые сложились в естественнонаучных и математических науках, что является проявлением сциентизма (строить науки по образцу физики и математики).

Существует еще ряд проблем, связанных с дифференциацией научного пространства для изучения окружающей действительности. Так, наличие отдельных наук сказывается на различных подходах к определению научных понятий, которые носят межнаучный характер, использованию знаков и символов, научного моделирования, схематического изображения решения учебных и познавательных задач и т. д.

Таким образом, развитие цивилизации вызвало к необходимости появления множества отдельных наук, что явилось причиной возникновения указанных выше проблем. В 60–80-х годах ушедшего века все проблемы решались путем реализации межпредметных связей (МПС), теория и практика которых были разработаны на высочайшем уровне (А. В. Усова,В. Н. Фёдорова и др.). Кроме этого, А. В. Усовой были разработаны обобщенные планы по изучению понятий, законов, проведению естественнонаучного эксперимента, исследований и т. д.

В общем образовании в последние два десятилетия реализация идей межпредметных связей, а уж тем более обобщенных планов учебной деятельности, используется крайне слабо, вне всякой системы. Последние стандарты общего образования (ФГОС) как важнейшее условие повышения его качества предусматривают метапредметность, позволяющуюрешить многие проблемы, связанные с наличием многих учебных предметов как отражениеполинаучности знаний об окружающем мире.

Метапредметность (или надпредметность) необходима для решения как образовательных задач обобщенного характера, так и различных жизненных ситуаций. Важно иметь ввиду, что метапредметные компетентности тесно увязаны с универсальными учебными действиями, что и актуализирует проблему взаимопроникновения, взаимосвязи между науками (школьными предметами). Как видим, метапредметность является методологическим фундаментом современного общего образования.

В связи с этим важно понимать и выделять корни этой фундаментальности. Они заложены в интеграционных процессах, в сущности понятия «Интергация». В образовании количество и качество знаний зависят от объединения как отдельных частей науки (учебного предмета), так и науки (учебных предметов) между собой в единое целое. А так как это объединение может осуществляться по разным основаниям, то интеграция может охватывать самые различные направления в метапредметности. Если же учесть тот факт, что интеграция в науке (и образовании) осуществляется на трех уровнях (связь, синтез, целостность), то масштабы метапредметности значительно расширяются.

Журнал "Сибирский учитель", № 2 (123) 2019 г.

Просмотров: 971
 

Методические рекомендации по содержательной корректировке образовательных программ в условиях ограничительных мер

distans

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ГИА 2019 ГОДА

Главный корпус Учебный корпус
Гостиница © ДубльГИС - справочник организаций с картой города


Наш институт "Сибирский Учитель" Мысли об актуальном в образовании 2019 г. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОСНОВА МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ